Формирование речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха

Formation for speech and hearing perception of preschool children with hearing disorders

  • Ольга Викторовна Каштанова ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Татьяна Винальевна Сазанова ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова: восприятие, речеслуховое восприятие, звуковой анализ, дошкольники с нарушением слуха, коррекция, формирование

Аннотация

Акцент авторами сделан на изучение речеслухового восприятия дошкольников с нарушением слуха.

Цель исследования: анализ эффективности формирования речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха.

Научная новизна. Выявлены особенности речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха: дети «не слышат» звуков в слове, не осознают отношения между звуковыми элементами, не соотносят звук и букву; подменяют звуковой анализ слов буквенным; испытывают затруднения при различении на слух акустически похожих фонем, заменяют их при произношении на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускают, переставляют звуки в словах.

Так же представлены результаты исследования особенностей формирования речеслухового восприятия у старших дошкольников с нарушением слуха.

Практическая значимость. Проанализированы результаты логопедической работы по формированию речеслухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха и оценка ее эффективности. Основные направления формирующей работы: обучение узнаванию неречевых и речевых звуков; развитие самоконтроля за произносительной деятельностью.

Определены условия педагогической работы, необходимые для успешного формирования речеслухового восприятия у дошкольников с нарушением слуха: подбор игр и упражнений, направленных на формирование восприятия на слух (речевого материала и неречевых звучаний); формирование самоконтроля произношения; применение дифференцированного и индивидуального подхода, использование инновационных методик.

Abstract: The authors focus on the study for speech and hearing perception of preschool children with hearing disorders.

The purpose for the study: to analyze the effectiveness of speech and hearing perception formation in preschool children with hearing disorders.

Scientific novelty. The authors have discovered the features of speech-hearing perception for preschool children with hearing disorders. They are: children "do not hear" sounds in a word, do not realize the relationship between sound elements, do not correlate sound and letter; replace the sound analysis of words with letter; have difficulty distinguishing acoustically similar phonemes by ear, replace them with consonant paired deaf or soft sounds, skip, rearrange sounds in words.

The results of the research on the formation of speech-hearing perception in older preschool children with hearing disorders are also presented.

Practical significance. The results of speech therapy work on the formation of speech and hearing perception in preschool children with hearing disorders and assessment of its effectiveness are analyzed. The main directions of formative work: learning to recognize non-speech and speech sounds; development of self-control over pronouncing activities.

The conditions of pedagogical work necessary for the successful formation of speech and hearing perception in preschoolers with hearing disorders: selection of games and exercises aimed at forming listening (speech material and non-language sounds); and the development of self-checking pronunciation; the use of differentiated and individual approach, using innovative techniques.

Биографии авторов

Ольга Викторовна Каштанова, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

студент

Татьяна Винальевна Сазанова, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

кандидат биологических наук, доцент, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования

Опубликован
2020-06-30