Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией

The formation of the syllable structure of the preschool children with alalia motoria

  • Екатерина Александровна Незговорова ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Татьяна Винальевна Сазанова ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова: моторная алалия, слоговая структура слова, общее недоразвитие речи (ОНР)

Аннотация

Искажение слоговой структуры слова у детей с моторной алалией встречается очень часто и требует специальной коррекционной работы. В статье рассматриваются теоретические аспекты коррекции моторной алалии и направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова при данном нарушении.

Исследования таких авторов, как З.Е. Агранович, Г.В. Бабина, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.В. Серебрякова, Т.А. Титова, показывают, что искажение слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи – это очень сложное расстройство. Данное нарушение проявляется следующим образом: фонематические нарушения, замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, упрощения групп согласных. Все это говорит о том, что для преодоления нарушения слоговой структуры слова необходима целенаправленная и индивидуальная коррекционная работа.

Цель исследования – диагностировать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Научная новизна: коррекционная работа, построенная на основе учета особенностей процесса усвоения материала, у детей дошкольного возраста с моторной алалией, показала свою эффективность.

Практическая значимость: для детей с моторной алалией адаптирована авторская методика З.Е. Агранович по коррекции слоговой структуры слова, применение которой показало положительные результаты. Разработаны методические рекомендации, использование которых в логопедическом процессе будет способствовать более успешной коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей.

Abstract: Children who suffer from alalia motoria often have the distortion of the syllable structure, which requires special correction work. The article considers theoretic aspects of alalia motoria correction and ways of the correction work on formation of the syllable structure during this disease.

Researches by authors such as Z.E. Agranovich, G.V. Babina, R.E. Levina, A.K. Markova, E.M. Mastyukova, N.S. Zhukova, G.V. Chirkina, T.B. Filicheva, N.V. Serebryakova, T.A. Titova, show that the distortion of the syllabic structure of the word in children with a delayed speech development is a very complex disorder. This speech disorder manifests itself as follows: phonemic impairments, replacements, passes, permutations, repetition of the syllables and sounds, simplification of the consonant groups. All this suggests that in order to overcome the violation of the syllabic structure of the word, purposeful and individual corrective work is necessary.

The purpose of the research is to diagnose, to prove in theory and to verify the effectiveness of the correction work on the formation of the syllable structure of the word in preschool children, who suffer from the alalia motoria, experimentally.

Scientific novelty is a correctional work, built on the basis of accounting specificities of cognitive capabilities in preschool children with motor alalia, has shown its effectiveness.

Practical significance: Z.E.Agranovich authorial methodology for correction of the word syllable structure was adapted for children with alalia motoria and has shown its success. Methodological recommendations using which in speech therapy process contributes to improve the disease correction of the word syllable structure.

Биографии авторов

Екатерина Александровна Незговорова, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

студент

Татьяна Винальевна Сазанова, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет»

кандидат биологических наук, доцент, кафедра возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования

Опубликован
2020-06-30