Развитие интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: проблемы и способы решения

The development of intonational expressiveness of the senior preschool children with general speech underdevelopment: problems and solutions

  • Галина Николаевна Казаручик УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, игра-драматизация, интонационная выразительность речи, интонация, общее недоразвитие речи

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании результатов эмпирического исследования автор дает сравнительную характеристику умениям дошкольников с общим недоразвитием речи и нормативным речевым развитием регулировать темп и ритм речи, высоту и силу голоса, выделять ударный слог, пользоваться логическим ударением, сформированности интонационных средств речи. С учетом выявленных проблем автором предложена программа развития интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр-драматизаций. Программа включает литературные произведения, доступные для драматизации воспитанниками с речевым недоразвитием; задачи, которые можно решать в ходе драматизации каждого произведения и методику работы с детьми. Описаны педагогические условия использования игр-драматизации в коррекции интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Abstract: The article deals with the problem of developing the intonation side of speech in older preschool children with general speech underdevelopment. Based on the results of an empirical study, the author gives a comparative characteristic of the abilities of preschool children with General speech underdevelopment and normative speech development to regulate the pace and rhythm of speech, the height and strength of the voice, allocate a stressed syllable, use logical stress, the formation of intonation means of speech. Taking into account the identified problems, the author proposes a program for the development of intonation expressiveness in older preschoolers with general speech underdevelopment in the process of games-dramatizations. The program includes literary works available for dramatization by pupils with speech disabilities, tasks that can be solved during the dramatization of each work, and methods of working with children. The article describes the pedagogical conditions for using dramatization games in correcting intonation expressiveness in preschool children with general speech underdevelopment.

Биография автора

Галина Николаевна Казаручик, УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», г. Брест, Республика Беларусь

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальных педагогических дисциплин

Опубликован
2020-09-30