Формирование готовности будущих учителей начальных классов к становлению коммуникативных умений обучающихся в современных условиях

Formation of future primary school teachers’ readiness for the formation of students’ communicative skills in modern conditions

  • Наталья Михайловна Жданова ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический униФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринскверситет"
  • Александра Витальевна Манакова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, младшие школьники, подготовка студентов, видеоконференция, виртуальная экскурсия, алфавит за круглым столом, мозговой штурм, методика клиники, лабиринт

Аннотация

В своей статье авторы рассматривают сущностную характеристику понятия «профессиональная готовность», отмечая, что ее формирование у будущих учителей, предполагает усвоение компетенций, необходимых для осуществления образовательного процесса в начальной школе. Опираясь на материалы ФГОС НОО (третьего поколения), большое внимание они уделяются вопросу становлению коммуникативных умений обучающихся, по их мнению, эффективность данного процесса, зависит от уровня сформированности коммуникативной компетенции самого педагога, насколько он умеет правильно построить коммуникативную траекторию. В ходе написания статьи авторами проведено исследование, цель которого заключается в выявление уровня сформированности коммуникативных умений у студентов выпускных курсов, в процессе различных способов общения, обучающихся по образовательной программе «Начальное образование». Исходя из полученных результатов, авторы констатировали, что решение выявленных проблем возможно при целенаправленном использовании системы дидактического инструментария (технологии, методы, формы и средства) и определенных условий ее реализации. В данной статье более подробно рассмотрены методы и приемы, способствующие продуктивному протеканию процесса формирования готовности бакалавров к становлению коммуникативных умений младших школьников, такие как видеоконференция, виртуальная экскурсия, алфавит за круглым столом, мозговой штурм, методика клиники. Авторы отмечают, что только владея в совершенстве умением построить правильную коммуникативную траекторию, можно сформировать у обучающихся умения: построить бесконфликтное общение; слушать и слышать друг друга; высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.

Abstract: The authors consider the essential characteristic of the concept “professional readiness”, noting that its formation in future teachers involves the acquisition of competencies necessary for the implementation of the educational process in primary school. Based on the materials of the Federal State Educational Standard of Higher Education (third generation), they pay great attention to the issue of the formation of students' communicative skills, in authors’ opinion, the effectiveness of this process depends on the level of formation of the communicative competence of the teacher himself, how well he knows how to build a communicative trajectory correctly. The authors carried out a research the purpose of which is to identify the level of formation of communicative skills among graduate students in the process of various ways of communication, studying under the educational program “Primary Education”. The authors considered the solution of the research problems is possible with the purposeful use of the system of didactic tools (technologies, methods, forms and means) and certain conditions for its realization. This article discusses the methods and techniques that contribute to the productive way of forming the students’ readiness to develop the communication skills, such as videoconference, virtual excursion, alphabet at a round table, brainstorming, clinic methodology. The authors note that it is possible to form the students' skills: to build conflict-free communication; listen and hear each other; express your point of view and defend it only having perfectly mastered the ability to build the adequate communicative trajectory.

Биографии авторов

Наталья Михайловна Жданова, ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический униФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринскверситет"

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования

Александра Витальевна Манакова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

студентка 312 группы, Институт педагогики и психологии

Опубликован
2021-12-27