Формирование произносительной стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

The phonetic formation of speech in older preschoolers with general speech underdevelopment

  • Наталья Сергеевна Алпатова НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва
  • Ирина Анатольевна Ульянова МДОУ «Детский сад № 94 «Полянка», г. Волжский
Ключевые слова: произносительная сторона речи, дошкольники, общее недоразвитие речи

Аннотация

В статье освещается проблема фонетического оформления речи у старших дошкольников с общим недоразвитием. Раскрывается содержание понятия «общее недоразвитие речи». Оно трактуется как сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Представлена система логопедической работы, направленная на выявление особенностей формирования навыков звукопроизношения у данной категории детей. Описаны этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий этап, на котором была проведена диагностика речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи; формирующий этап, задачей которого было формирование правильного звукопроизношения у детей этой группы; контрольный этап, на котором была проведена оценка результативности проведенной логопедической работы. Проанализированы результаты экспериментального исследования, выявлена положительная динамика показателей.

Abstract: The article highlights the problem of phonetic formation of speech in older preschoolers with general speech underdevelopment. The content of the concept of “general speech underdevelopment” is revealed. It is interpreted as a complex speech disorder in which children with normal hearing and primary intact intelligence have a systemic impairment of all components of speech activity. A system of speech therapy work is presented, aimed at identifying the features of the formation of phonetic pronunciation skills in this category of children. The authors describe the stages of experimental research. They are the stating stage including the diagnosis of the speech development of preschoolers with general speech underdevelopment; the formative stage containing the tasks for forming the correct phonetic pronunciation in children of this group; the control stage was based on the assessment of the speech therapy work effectiveness. The results of the experimental study were analyzed, positive dynamics of indicators was revealed.

Биографии авторов

Наталья Сергеевна Алпатова, НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва

кандидат социологических наук, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии

Ирина Анатольевна Ульянова, МДОУ «Детский сад № 94 «Полянка», г. Волжский

учитель-логопед

Опубликован
2022-07-04