Исследование объектов чувства страха у обучающихся третьих и четвертых классов
The study of objects of fear in students of the third and fourth grades
Аннотация
В статье уделяется внимание проблематике чувства страха, а именно объектам страха. Актуальность темы опосредована развитием эмоциональной сферы, способностью лучше дифференцировать эмоции, изменением социальной позиции младшего школьника, появлением рефлексии в третьем и четвертом классах. Целью исследования становится обнаружение различных тенденций проявления чувства страха у учащихся третьих и четвертых классов. В качестве методик психодиагностики были применены методики «Страхи» и «Нарисуй страшное» (А.И. Захаров). В работе отражаются наблюдаемые автором общие и специфические тенденции у 56 учащихся 3 – 4 -х классов. В результате обнаружили большее количество и разнообразие объектов чувства страха у четвероклассников, по сравнению с данными психодиагностики третьеклассников. Гипотеза была подтверждена, учащиеся четвертых классов демонстрируют более выраженное чувство страха смерти, физического ущерба, пространственные страхи, страха сказочных персонажей и привидений, чем учащиеся младших классов.
Abstract: The article focuses on the issue of fear, namely the objects of fear. The relevance of the topic is mediated by the development of the emotional sphere, the ability to better differentiate emotions, the change in the social position of the younger student, the emergence of reflection in the third and fourth grades. The aim of the study is to detect various tendencies of manifestation of a sense of fear in students of the third and fourth grades. As methods of psychodiagnostics, the methods “Fears” and “Draw the fear” (A.I. Zakharov) were applied. The work reflects the general and specific tendencies observed by the author in 56 students of grades 3-4. As a result, we found a greater number and variety of objects of fear in fourth-graders, compared with the psychodiagnostic data of third-graders. The hypothesis was confirmed, fourth-grade students demonstrate a more pronounced sense of fear of death, physical damage, spatial fears, fear of fairy-tale characters and ghosts than elementary school students.