Возможность использования нейронных сетей и искусственного интеллекта для альтернативной коммуникации лиц с ОВЗ

The possibility of using neural networks and artificial intelligence for alternative communication of persons with disabilities

  • Илья Александрович Алексеев ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Алина Александровна Вебер ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Александр Алексеевич Копорулин ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, альтернативная коммуникация, нейронные сети, искусственный интеллект, логопедия

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению возможности использования нейронных сетей и искусственного интеллекта для альтернативной коммуникации лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Освящено понятие альтернативной коммуникации, и ее влияние на психофизическое развитие людей с ОВЗ. Раскрыта возможность и положительные стороны использования искусственного интеллекта в альтернативной коммуникации. Представлено разработанное приложение, на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в рамках деятельности научной лаборатории «Технологии диагностики и коррекции психоречевого развития ребенка», основанного на технологиях нейронных сетей и искусственного интеллекта. Приложение разработано для организации альтернативных способов коммуникации лиц с тяжелыми нарушениями речевого общения в результате патологий эмоционально-волевой сферы, интеллекта, речевого и опорно-двигательного аппаратов.

Abstract: The article examines the possibility of using neural networks and artificial intelligence for alternative communication of persons with disabilities. The concept of alternative communication and its impact on the psychophysical development of people with disabilities is sanctified. The possibility and positive aspects of using artificial intelligence in alternative communication are revealed. The developed application is presented on the basis of the Shadrinsk State Pedagogical University within the scientific laboratory “Technologies for the diagnosis and correction of the child's psychorechological development”. The application is designed to organize alternative ways of communication for people with severe speech disorders as a result of pathologies of the emotional-volitional sphere, intelligence, speech and musculoskeletal systems.

Биографии авторов

Илья Александрович Алексеев, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии

Алина Александровна Вебер, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, научный сотрудник

Александр Алексеевич Копорулин, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

инженер-программист вычислительного центра

Опубликован
2022-12-27