Методические аспекты формирования у обучающихся средней школы компонентов функциональной математической грамотности

Methodological aspects of the formation of the component of functional mathematical literacy among secondary school students

  • Александр Владимирович Слепухин ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
Ключевые слова: функциональная математическая грамотность, методы формирования функциональной грамотности, учебные задания для формирования функциональной грамотности

Аннотация

В статье актуализирована проблема проектирования методики формирования компонентов функциональной грамотности у обучающихся средней школы. В рамках решения проблемы на основе обзора основных направлений проектирования методики выбран подход, основанный на идее разработки конструктора учебных заданий, направленных на формирование деятельностных компонентов функциональной грамотности, предложена последовательность видов деятельности учителя, определяющих основу для проектирования методов формирования (развития) функциональной грамотности у обучающихся средней школы, приведены примеры совокупности учебных заданий для формирования одного из компонентов функциональной грамотности – функциональной математической грамотности, а также пример действий при работе с задачным материалом предметного характера. Для получения результатов использованы методы контент-анализа подходов к определению понятия, анализ нормативной документации, сопоставление, проектирование видов учебно-познавательной деятельности обучающихся. В заключении обращается внимание на содержательную и деятельностную вариативность формулировок учебных заданий, а также на универсальность предложенной последовательности действий учителя.

Abstract:  The article actualizes the problem of designing a methodology for forming the components of functional literacy among secondary school students. As part of solving the problem, based on a review of the main directions of designing the methodology, an approach was chosen based on the idea of developing a constructor of educational tasks aimed at forming the activity components of functional literacy, a sequence of teacher activities that determine the basis for designing methods for the formation (development) of functional literacy among students schools, examples of a set of educational tasks for the formation of one of the components of functional literacy - functional mathematical literacy, as well as an example of actions when working with task material of a subject nature are given. To obtain the results, methods of content analysis of approaches to the definition of the concept, analysis of normative documentation, comparison, design of types of educational and cognitive activities of students were used. In conclusion, attention is drawn to the content and activity variability of the wording of educational tasks, as well as to the universality of the proposed sequence of teacher actions.

Биография автора

Александр Владимирович Слепухин, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике

Опубликован
2022-12-27

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)