Теоретический анализ понятия, видов и форм организации досугово-развлекательной деятельности в начальной школе

Theoretical analysis of the concept, types and forms of organization of leisure and entertainment activities in primary school

  • Татьяна Петровна Гайкова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Альфинур Хабибулловна Алимбаева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Ульяна Витальевна Пелевина ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, досуг, досуговая деятельность, развлекательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность младшего школьника

Аннотация

В статье актуализируется проблема досугово-развлекательной деятельности младших школьников в образовательном процессе общеобразовательной школы. Решение данной проблемы во многом способствует обеспечению отдыха и восстановлению сил учащихся для дальнейшего осуществления учебной деятельности, поскольку развлекательно-игровые виды досуга привлекают младших школьников свободным выбором занятий, в которых отдых и развлечения перемежаются с физической и умственной деятельностью, связанной с определёнными потребностями детей. В ходе теоретического анализа изучаемой проблемы авторами раскрывается определение досуга как части свободного от других обязательных занятий времени, которое находится в личном распоряжении человека, организованное в различные виды деятельности, связанные, как правило, с отдыхом и развлечениями, с удовлетворением психических, духовно-нравственных, эстетических, творческих и физических потребностей. Развлекательную деятельность авторы рассматривают как вид деятельности в свободное время, дающий человеку возможность отвлечься от работы, различных дел, снимающий психологическое напряжение, сопровождающийся радостью, доставляющий удовольствие. В контексте данного исследования виды досугово-развлекательной деятельности представлены несколькими классификациями и выделяются по разным основаниям: по источнику положительных эмоций и впечатлений; по способу организации; по месту расположения развлечения; по количеству участников; по степени интенсивности развлекательного мероприятия; в зависимости от возраста и др. Авторы акцентируют своё внимание на наиболее распространённых и эффективных видах досугово-развлекательной деятельности младших школьников: играх, праздниках, культпоходах, просмотрах фильмов и телепередач, днях смеха, путешествиях и поездках, театрализованной деятельности. Выбор данных видов обусловлен возрастными особенностями младших школьников.

The article actualizes the problem of leisure and entertainment activities of junior schoolchildren in the educational process of secondary schools. The solution to this problem largely contributes to the provision of rest and recuperation of students for further educational activities since entertainment and play activities attract junior schoolchildren with a free choice of activities in which recreation and entertainment are interspersed with physical and mental activities related to certain needs of children. In the course of a theoretical analysis of the problem under study, the authors reveal the definition of leisure as part of free time from other compulsory activities, which is at a person's personal disposal, organized into various types of activities associated as a rule with recreation and entertainment, with satisfaction of mental, spiritual, moral, aesthetic, creative and physical needs. The authors consider entertainment activities as a type of activity in their free time, giving a person the opportunity to escape from work, various things, relieving psychological stress, accompanied by joy, giving pleasure. In the context of this study, the types of leisure and entertainment activities are represented by several classifications and are distinguished for various reasons: by the source of positive emotions and impressions; by the method of organization; by the location of entertainment; by the number of participants; by the degree of intensity of the entertainment event; depending on the age, etc. The authors focus on the most common and effective types of leisure and entertainment activities for younger schoolchildren: games, holidays, cultural trips, watching films and TV shows, days of laughter, travel and trips, theatrical activities. The choice of these types is determined by the age characteristics of younger students.

Биографии авторов

Татьяна Петровна Гайкова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

Альфинур Хабибулловна Алимбаева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

студентка 5 курса института психологии и педагогики

Ульяна Витальевна Пелевина, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

студентка 3 курса института психологии и педагогики

Опубликован
2024-10-21
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания