Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития
Features of the lexical side of speech in preschoolers with mental disorders
Аннотация
В статье рассматривается проблема выявления особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Проблема нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития является одной из актуальных в логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза. Авторами обосновывается необходимость отграничения временных обратимых состояний от общего речевого недоразвития. В статье приведены результаты эмпирического исследования особенностей лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи с помощью методики Н.В. Нищевой. В ходе констатирующего эксперимента у дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с общим недоразвитием речи выявлена ограниченность словарного запаса, специфика лексики, которая проявляется: в неточности употребления слов; в несформированности обобщающих понятий; в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.
Abstract: The article discusses the problem of identifying the peculiarities of the lexical side of speech in preschool children with mental disorders. The problem of speech disorders in preschoolers with mental disorders is one of the most urgent in speech therapy, due to the significant prevalence of this form of mental dysontogenesis. The authors substantiate the need to distinguish temporary reversible states from general speech underdevelopment. The article presents the results of an empirical study of the peculiarities of the lexical side of speech in preschool children with mental disorders compared with children with general speech underdevelopment using the method of N. V. Nishcheva. During the ascertaining experiment, preschoolers with mental disorders and preschoolers with general speech underdevelopment revealed a limited vocabulary, vocabulary specificity, which manifests itself: inaccurate use of words; the lack of generalization of concepts; in the underdevelopment of the antonymic and synonymous means of the language.