Особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью разной степени

Features of the sexual identity of mentally retarded adolescents

  • Светлана Александровна Городилова ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
  • Алина Сергеевна Тукмачева ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Ключевые слова: подростки, умственная отсталость, половая идентичность, полоролевое развитие

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью выявления особенностей половой идентичности подростков с умственной отсталостью разной степени в сравнении со сверстниками с нормальным интеллектуальным развитием, поскольку выявленные специфические особенности позволят осуществить поиск эффективных путей психолого-педагогического сопровождения подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

Для проведения эмпирического исследования был использован тест «Завершение предложений» Дж. М. Сакса и методика «Рисунок человека» К. Моховера, выявляющие характерные особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью. В исследовании приняло участие 80 подростков в возрасте 12-13 лет: в экспериментальную группу вошли подростки с умственной отсталостью в легкой и умеренной степени, в контрольную группу – подростки с нормальным интеллектуальным развитием.

По результатам констатирующего эксперимента было установлено, что у большинства подростков с нормальным интеллектуальным развитием и у девочек с легкой степенью умственной отсталости выявлен средний уровень сформированности половой идентичности, тогда как у мальчиков с легкой степенью, мальчиков и девочек с умеренной степенью умственной отсталости преобладает низкий уровень, проявляющийся в неравномерном протекании и в менее дифференцированном характере половой идентичности.

Материалы исследования могут быть использованы для организации психолого-педагогического сопровождения формирования половой идентичности у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Abstract:  The urgency of the article is due to the need to identify the features of the sexual identity of mentally retarded adolescents of varying degrees in comparison with normal intellectual development peers since the identified specific features will allow searching for effective ways of psychological and pedagogical support for mentally retarded adolescents in special (correctional) establishments.

To conduct an empirical study, the test “Sentence completion” by J. M. Sachs and the method “Drawing a person” by K. Mohover were used, revealing the characteristic features of sexual identity in mentally retarded adolescents. The study involved 80 adolescents aged 12-13 years: the experimental group included adolescents with mild to moderate mental retardation, the control group – adolescents with normal intellectual development.

According to the results of the ascertaining experiment, it was found that the majority of adolescents with normal intellectual development and girls with a mild degree of mental retardation showed an average level of gender identity formation, while in boys with a mild degree, boys and girls with a moderate degree of mental retardation, a low level prevails, manifested in an uneven course and in a less differentiated nature of gender identity.

The research materials can be used to organize psychological and pedagogical support for the formation of sexual identity in mentally retarded adolescents.

Биографии авторов

Светлана Александровна Городилова, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии

Алина Сергеевна Тукмачева, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

магистрант, 2 курс, 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

Опубликован
2021-09-28