Коррекция нарушений словообразования у дошкольников с умственной отсталостью

Correction of word formation disorders in preschool children with mental retardation

  • Екатерина Магасумьяновна Шилова ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
  • Светлана Александровна Городилова ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Ключевые слова: умственная отсталость, дошкольники, словообразование, имена существительные, прилагательные, глаголы, игровой метод, игра

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения нарушения словообразования у дошкольников с умственной отсталостью, поскольку несформированность данных операций приводит к неполноценной речевой коммуникации, а в дальнейшем обуславливает появление трудностей при освоении орфографии родного языка. Следовательно, требуется поиск эффективных методов логопедической работы по коррекции словообразования у дошкольников с умственной отсталостью.

Для проведения эмпирического исследования на основе методик Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.А. Черемухиной, А.М. Шахнарович были составлены диагностические задания, оценивающие уровень сформированности навыка словообразования. В исследовании приняло участие 10 дошкольника с умственной отсталостью.

По результатам констатирующего эксперимента у при словообразовании существительных, прилагательных и глаголов дети допускают ошибки в корне слова, заменяют суффиксы; допускают ошибки в выборе окончания слова.

Логопедическая работа по коррекции словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов с использованием игрового метода у дошкольников с умственной отсталостью доказала свою эффективность (p>0,01). Материалы исследования могут быть использованы логопедами при организации и обеспечении коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract: The urgency of the article is due to the necessity to study the violation of word formation in preschool children with mental retardation since the lack of formation of these operations leads to incomplete speech communication, and in the future causes difficulties in mastering the spelling of the native language. Therefore, it is necessary to search for effective methods of speech therapy to correct word formation in preschool children with mental retardation.

To conduct an empirical study based on the methods of R.I. Lalaeva, N.V. Serebryakova, G.A. Cheremukhina, A.M. Shakhnarovich, diagnostic tasks were compiled that assess the level of formation of the word formation skill 10 preschoolers with mental retardation participated in the study.

According to the results of the ascertaining experiment, when forming nouns, adjectives and verbs, children make mistakes in the root of the word, replace suffixes, and make mistakes in choosing the end of the word.

Speech therapy work on the correction of word formation of nouns, adjectives and verbs using the game method in preschool children with mental retardation has proven its effectiveness (p>0.01). The research materials can be used by speech therapists in organizing and providing correctional and developmental work with this category of children with disabilities.

Биографии авторов

Екатерина Магасумьяновна Шилова, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

магистрант

Светлана Александровна Городилова, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии

Опубликован
2021-06-29