Ценностные ориентации в сфере регионального образования (на примере Вятской губернии)

Value orientations in regional education (on the example of Vyatka province)

  • Владимир Борисович Помелов ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Ключевые слова: аксиологические ценностные приоритеты в сфере регионального образования, личностные (персонифицированные) и коллективные (групповые) приоритеты, Вятская губерния

Аннотация

Статья посвящена проблеме раскрытия сущности региональных ценностных приоритетов в сфере образования. Показана их значимость, дается авторское определение ценностных приоритетов в сфере регионального образования. Это такие наиболее существенные педагогические ценности, которые характерны для данной территории. Ведущими методологическими подходами в работе избраны аксиологический и региональный подходы. В качестве базы исследования (географического ареала) взята Вятская губерния, – один из крупнейших по территории и численности населения регионов Российской империи в XIX в. На примере Вятской губернии показано содержание и значимость местных (локальных) особенностей в развитии системы регионального образования. Анализ ценностных приоритетов в сфере регионального образования дал возможность определить в них две группы. В одну входят личностные (персонифицированные) приоритеты. Это конкретный человек, принимающий участие образовательной работе, а именно учитель, педагог-ученый, национальный просветитель, деятель культуры, представитель земства, русской православной церкви и др.). В другую группу нами отнесены коллективные (групповые) приоритеты. Эти приоритеты раскрываются в статье на конкретных примерах деятельности видных представителей просвещения (Л. Горка, Н.И. Мышкин, А.М. фон-Вилькен, А.К. Волнин, В.М. и А.М. Васнецовы и др.) и педагогических коллективов (Вятская мужская гимназия, Вятская губернская земская мастерская учебно-наглядных пособий и др.).

Abstract: The article is devoted to the issue of disclosure of regional priority values in education. The importance of priority values is determined in the article. The author's definition of priority values in regional education is given. These are the most essential pedagogical values that are characteristic for a given territory. Axiological and regional approaches as leading methodological approaches of the study are elected. As a research base the Vyatka gubernia is taken, which was one of the largest regions of the Russian Empire by its territory and the quantity of population. At its example the content and significance of local features in the development of regional education systems are shown. Analysis of priority values in the field of regional education allows us to highlight them in two main groups. The first group of priorities is defined as personal, or personalized. They are based on the selfless efforts and outstanding activities of a particular person (teacher, scientist, educator, cultural figure, representative of the zemstvo or the Russian Orthodox Church, etc.).The second group includes the priorities of regional education that can be described as collective (group) ones because of their scientific and practical positive pedagogical content, joint pedagogical efforts. These priorities are revealed in the article on examples of activities of prominent representatives of education (L. Gorka, N.I. Myshkin, I.N. Rednikov, F.M. von-Vilken, A.K. Volnin, V.M. and A.M. Vasnetsov, etc.) and pedagogical collectives (Vyatka gymnasium, Vyatka provincial zemstvo workshop of teaching and visual aids, etc.).

Биография автора

Владимир Борисович Помелов, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАЕН, действительный член Международной академии наук педагогического образования, отличник народного просвещения РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, кавалер медали К.Д. Ушинского

Опубликован
2020-06-30

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)