Проявления нарушений звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

Demonstration of articulation disorders in children with phonetic underdevelopment

  • Екатерина Сергеевна Титлянова ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет, г. Киров
  • Юлия Александровна Баженова ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Ключевые слова: нарушения звукопроизношения, фонетико-фонематическое недоразвитие, старший дошкольный возраст, произносительная сторона речи, речевые нарушения.

Аннотация

Одной из сторон речи является произносительная сторона, в которую входит звукопроизношение. Звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, который осуществляется речевым аппаратом и регулируется центральной нервной системой. Нарушения звукопроизношения – это одна из наиболее часто встречающихся проблем в речи детей дошкольного возраста. Данная проблема является хорошо изученной, но в связи с тем, что количество детей с нарушениями звукопроизношения растет, важным становится более глубокое изучение аспектов данной проблемы. Главный признак фонетико-фонематического недоразвития – это незаконченность процессов становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Основные проявления, характеризующие это состояние: недифференцированное произношение пар или групп звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков. В статье представлены результаты изучения состояния звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Анализируются результаты эмпирического исследования по выявлению наиболее часто встречающихся нарушениях звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Abstract: One of the sides of speech is the pronunciation side, which includes sound pronunciation. Sound pronunciation is the process of formation of speech sounds, which is carried out by the speech apparatus and is regulated by the central nervous system. Sound impairment is one of the most common problems in the speech of preschool children. This problem is well studied, but due to the fact that the number of children with impaired sound pronunciation is growing, a deeper study of the aspects of this problem becomes important. The main sign of phonetic and phonemic underdevelopment is the incompleteness of the processes of formation and differentiation of sounds that differ in subtle articulatory or acoustic signs. The main manifestations that characterize this condition: undifferentiated pronunciation of pairs or groups of sounds, replacing some sounds with others, mixing sounds. The article presents the results of studying the state of sound pronunciation in preschoolers with phonetic underdevelopment. The results of empirical research to identify the most common violations of sound pronunciation in preschool children with phonetic underdevelopment.

Биографии авторов

Екатерина Сергеевна Титлянова, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет, г. Киров

студент 4 курса, направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»

Юлия Александровна Баженова, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

старший преподаватель кафедры дефектологии

Опубликован
2020-06-30