Состояние проблемы формирования читательской грамотности при обучении физике в педагогической теории и практике школьного обучения

Condition of the problem of reading formation literacy in teaching physics in pedagogical theory and practice of school training

  • Надежда Анатольевна Антонова ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Ключевые слова: читательская грамотность, обучение физики, текст физического содержания, задания на дополнение текста словами из предложенного списка, отсроченный контроль, всероссийская проверочная работа, основной государственный экзамен, международные исследования, условия формирования читательской грамотности

Аннотация

В статье проведен анализ проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся при обучении физике. Приводится психолого-дидактический анализ понятий «грамотность», «чтение», «читательская грамотность». Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включает овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, который на всех уровнях школьного образования включает читательскую грамотность, как одну из главных планируемых результатов обучения. Работа по формированию читательской грамотности при обучении физики, тесно связана с задачей освоения обучающимися умения работать с текстами физического содержания.  Умения работать с научными и научно-популярными текстами проверяются по всем предметам в рамках государственной итоговой аттестации за курс основной школы и во всероссийских проверочных работах, международных исследованиях (PIRLS, PISA, PIAAC). Анализируется роль и значимость читательской грамотности среди школьников, студентов колледжа, бакалавриата и магистратуры (учителей школ). На основе проведенного анализа по формированию читательской грамотности на уроках физики нами разработаны и апробированы задания на дополнение текста словами из предложенного списка и предложены рекомендации для формирования этих умений.

Abstract: The article analyzes the problem of the formation of reading literacy among students in teaching physics. A psychological and didactic analysis of the concepts of "literacy", "reading", "reading literacy" is given. The Federal State Educational Standard (FSES) includes mastering the skills of meaningful reading of texts of various styles and genres, which at all levels of school education includes reading literacy as one of the main planned learning outcomes. The work on the formation of reading literacy in teaching physics is closely related to the task of mastering students' ability to work with texts of physical content. The ability to work with scientific and popular science texts is tested in all subjects as part of the state final certification for the course of the basic school and in all-Russian test papers, international studies (PIRLS, PISA, PIAAC). The role and importance of reading literacy among schoolchildren, college students, undergraduate and graduate students (school teachers) is analyzed. Based on the analysis on the formation of reading literacy in physics lessons, we have developed and tested tasks for completing the text with words from the proposed list and offered recommendations for the formation of these skills.

Биография автора

Надежда Анатольевна Антонова, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

аспирант

Опубликован
2020-09-30

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)