Фразеологизмы как средство развития лингвокультурологической компетенции у третьеклассников на уроках русского языка

Phraseologisms as a means of developing linguocultural competence in third-graders in Russian lessons

  • Мария Александровна Коврова ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
  • Анна Анатольевна Заколупина ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Ключевые слова: фразеологизмы, лингвокультурологическая компетенция, русский язык, упражнения, младшие школьники

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме развития лингвокультурологической компетенции младших школьников на уроках русского языка. Ведущими методами исследования являются теоретический анализ, синтез, беседа с учителями начальных классов, диагностика уровня развития лингвокультурологической компетенции И. А. Чиликовой, методы количественной и качественной обработки результатов. Основными результатами статьи стало описание упражнений с фразеологизмами, предусматривающих целенаправленное развитие лингвокультурологической компетенции через специальную компоновку фразеологизмов, ценных с точки зрения культурологической информации; подбора учебных текстов, отражающих лингвокультурологическую информацию; формулирование заданий, связанных с освоением культурного контекста. Представлены примеры разработанных упражнений с фразеологизмами для этапов словарно-орфографической работы и закрепления знаний по изученной на уроке теме. Результаты исследования могут быть использованы в практике обучения младших школьников и при дальнейшей разработке решения проблемы развития лингвокультурологической компетенции в начальной школе.

Abstract: The article is devoted to the actual problem of the development of linguocultural competence of primary schoolchildren at the lessons of the Russian language. The leading research methods are theoretical analysis, synthesis, conversation with primary school teachers, diagnostics of the level of development of linguocultural competence of I. A. Chilikova, methods of quantitative and qualitative processing of results. The main results of the article were the description of exercises with phraseological units, providing for the purposeful development of linguocultural competence through a special arrangement of phraseological units that are valuable from the point of view of culturological information; selection of educational texts that reflect linguistic and cultural information; formulation of tasks related to the development of the cultural context. The examples of the developed exercises with phraseological units for the stages of vocabulary and spelling work and consolidation of knowledge on the topic studied in the lesson are presented. The results can be used in the practice of teaching primary schoolchildren and in the further development of a solution to the problem of developing linguistic and cultural competence in primary school.

Биографии авторов

Мария Александровна Коврова, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования

Анна Анатольевна Заколупина, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

студентка 5 курса факультета педагогики и психологии

Опубликован
2021-06-29