Межкультурный дискурс как предпосылка формирования языковой личности

Intercultural discourse as a prerequisite for the formation of a linguistic personality

  • Елена Анатольевна Макарова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: языковая личность, межкультурный дискурс, межкультурная компетенция, формирование

Аннотация

В статье рассматривается языковая личность и ее формирование и развитие посредством межкультурного дискурса. Понятие языковой личности как субъекта межкультурной коммуникации рассматривается через его включение в философско-социокультурный контекст и трактуется как социокультурный способ бытия человека, связанный с восприятием и воспроизводством межкультурного дискурса. Важнейшим сущностным качеством языковой личности признается ее межкультурная компетенция. Формирование и развитие языковой личности происходит через включение ее в межкультурный дискурс. В процессе его воспроизводства, языковая личность, исходя из собственного социокультурного и языкового опыта, выбирает определенный набор культурных средств. Функционирование языковой личности как субъект межкультурной коммуникации предполагает реализацию коммуникативной компетенции, в процессе которой воспроизводиться концептуальная картина мира, свойственная носителю языка и осуществляется диалога культур. Формирование языковой личности в межкультурном дискурсе связано с овладением инокультурными средствами установления отношений и иноязычного способа их выражения, а также с формированием готовности и способности осуществлять на этой основе дискурсивный диалог культур. Основные этапы формирования языковой личности связаны с освоением и использованием в дискурсивных практиках основных групп социокультурных средств и их языкового выражения.

Abstract: The article examines the linguistic personality and its formation and development through the intercultural discourse. The concept of a linguistic personality as a subject of intercultural communication is considered through its inclusion in the philosophical and sociocultural context and is interpreted as a sociocultural way of human being, associated with the perception and reproduction of intercultural discourse. The most important essential quality of a linguistic personality is recognized as its intercultural competence. The formation and development of a linguistic personality occurs through its inclusion in intercultural discourse. In the process of its reproduction, a linguistic person, based on his own socio-cultural and linguistic experience, chooses a certain set of cultural means. The functioning of a linguistic personality as a subject of intercultural communication presupposes the implementation of communicative competence, in the process of which the conceptual picture of the world characteristic of a native speaker is reproduced and a dialogue of cultures is carried out. The formation of a linguistic personality in intercultural discourse is associated with the mastery of foreign cultural means of establishing relations and a foreign language way of expressing them, as well as with the formation of the readiness and ability to carry out a discursive dialogue of cultures on this basis. he main stages of the formation of a linguistic personality are associated with the development and use in discursive practices of the main groups of socio-cultural means and their linguistic expression.

Биография автора

Елена Анатольевна Макарова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков

Опубликован
2022-04-12

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)