Педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка
Pedagogical conditions for the development of the future foreign language teacher’s citizenship
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические условия развития гражданственности будущего учителя иностранного языка. Формирование гражданственности будущего поколения неразрывно связано с развитием гражданственности будущего учителя, так как он выступает транслятором гражданского опыта: нравственных, патриотических, национально-культурных ценностей. Целью данной статьи является выявление оптимальных педагогических условий развития гражданственности будущих учителей иностранного языка. Теоретико-методологической основой исследования выступили философские основы современных подходов к развивающему образованию, изложенные в работах Н.Л. Худяковой, А.Б. Невелева, В.С. Невелевой, аксиологический и ценностно-деятельностный подход к формированию и развитию гражданственности, разработанный в исследованиях Н.А. Ивановой, Н.А. Савотиной, интегративное понимание сущности гражданственности как развивающегося качества личности (А.Б. Бушуева, А.В. Куршев). В результате исследования было установлено, что развитие гражданственности будущего учителя будет проходить эффективно, если будут соблюдены следующие педагогические условия: развитие гражданственности выступает целью и осуществляется в рамках развивающего гражданского образования; развитие потенциальных возможностей личностного гражданского опыта предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное воспроизводство его компонентов; инвариантом содержания развития гражданственности выступят морально-этический, патриотический и социально-культурный компоненты; вовлечение студентов в активную самостоятельную деятельность; ориентация преподавателей вуза на непрерывную трансляцию общечеловеческих ценностей с целью наиболее эффективно развивать гражданственность у студентов, представляя собой образец гражданского поведения. Результаты, полученные в исследовании, вносят вклад в развитие теории гражданского воспитания и подготовки будущего учителя.
The article considers the pedagogical conditions for the development of a foreign language future teacher’s citizenship. The formation of the future generation’s citizenship is inextricably linked with the development of the future teacher’s citizenship since he acts as a translator of civil experience: moral, patriotic, national-cultural values. The purpose of this article is to identify the optimal pedagogical conditions for the development of foreign language future teacher’s citizenship. The theoretical and methodological basis of the study was the philosophical foundations of modern approaches to developmental education, set forth in the works of N.L. Khudyakova, A.B. Neveleva, V.S. Neveleva, axiological and value-activity approach to the formation and the development of citizenship, developed in the studies of N.A. Ivanova, N.A. Savotina, integrative understanding of the essence of citizenship as developing personality qualities (A.B. Bushueva, A.V. Kurshev). As a result, it was found that the development of the future teacher’s citizenship will be effective if the following pedagogical conditions are met: the development of citizenship is a goal and is carried out within the framework of developing civil education; development of potential opportunities of personal civil experience involves interrelated and mutually agreed reproduction of its components; the moral, ethical, patriotic and socio-cultural components will act as an invariant of the content of the development of citizenship; involvement of students in active independent activity; orientation of university teachers to the continuous broadcast of universal values in order to most effectively develop citizenship among students, representing an example of civil behavior. The results obtained in the study contribute to the development of the theory of civil education and the preparation of the future teacher.