Развитие коммуникативных и организаторских склонностей обучающихся педагогических классов как компонента педагогической одаренности
The development of communicative and organizational inclinations of pedagogical classes students as a component of pedagogical giftedness
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психолого-педагогической науки и практики – вопросам развития специального компонента педагогической одаренности, включающего коммуникативные и организаторские склонности старшеклассников. Автором представлен анализ понятия «педагогическая одаренность», описана его структура, дана характеристика коммуникативных и организаторских склонностей школьников. Представлены результаты анализа данных диагностики 124 обучающихся профильных психолого-педагогических классов. В качестве психодиагностического инструментария выступила методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)», разработанная В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным. Описаны уровни развития коммуникативных и организаторских склонностей. На основе диагностики у учащихся выявлено преобладание очень высокого и высокого уровней коммуникативных склонностей; равная степень выраженности низкого и высокого уровней организаторских способностей; описана стратегия развития педагогической одаренности, коммуникативных и организаторских склонностей.
The article is devoted to one of the urgent problems of modern psychological and pedagogical science and practice – the development of a special component of pedagogical giftedness, including communicative and organizational inclinations. The author presents an analysis of the concept of “pedagogical giftedness”, describes the structure of pedagogical giftedness of schoolchildren and characterizes communicative and organizational inclinations. The article presents the results of the analysis of diagnostic data of 124 students of specialized psychological and pedagogical classes. The author used the method “Communicative and organizational inclinations” developed by V.V. Sinyavsky and B.A. Fedorishin as a psychodiagnostic tool. The levels of development of communicative and organizational inclinations are described. The predominance of very high and high levels of communicative inclinations is revealed. An equal degree of expression of low and high levels of organizational abilities is shown. A strategy for the development of pedagogical giftedness is described.