Видеофильмы как средство развития у четвероклассников знаний о памятниках природы Кировской области
Videos as a means of developing fourth graders’ knowledge about the natural monuments of the Kirov region
Аннотация
В современном естественнонаучном образовании все большую роль играют аудиовизуальные средства обучения, в том числе учебные видеофильмы. В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования по применению видеофильмов как средства развития у четвероклассников знаний о памятниках природы Кировской области. В результате теоретического исследования были выявлены педагогические условия применения видеофильмов как средства развития у четвероклассников знаний о памятниках природы Кировской области: отбирать готовые видеофильмы и/или создавать самостоятельно видеофильмы, содержащие сведения о памятниках природы «своей местности» разных видов (гидрологические, геоморфологические, ботанические и другие); учитывать требования к продолжительности видеофильмов (не более 10 минут), качеству картинки и звука (четкие и ясные), методически грамотной реализации применения видеофильмов в учебной работе с детьми младшего школьного возраста. Учет данных условий в ходе эмпирического исследования показал статистически значимые отличия полученных результатов в экспериментальном и контрольном классах, что свидетельствует о результативности педагогического воздействия.
Abstract: In modern natural science education, audiovisual teaching tools including educational videos are playing an increasingly important role. The article presents the results of theoretical and empirical research on using the videos as a means of developing fourth-graders’ knowledge about the natural monuments of the Kirov region. As a result of theoretical research, pedagogical conditions for using the videos as a means of developing fourth-graders’ knowledge about the natural monuments of the Kirov region were revealed: to select ready-made videos and/or create independently videos containing information about the natural monuments of “their locality” of different types (hydrological, geomorphological, botanical and others); take into account the requirements for the duration of videos (no more than 10 minutes), the quality of the picture and sound, methodically competent implementation of using the videos in educational work with primary school children. Taking into account these conditions in the course of an empirical study showed statistically significant differences in the results obtained in experimental and control classes which indicates the effectiveness of pedagogical influence.