Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов вуза – будущих учителей в процессе преподавания педагогических дисциплин

Pedagogical conditions for the formation of future teachers’ research competence in the process of teaching pedagogical disciplines

  • Людмила Павловна Качалова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: исследовательская компетентность, педагогические условия, исследовательские задания, исследовательские ситуации

Аннотация

Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения возлагают на профессиональное образование решение задач, связанных с формированием у выпускников вуза профессиональных компетенций, формированием в личностной структуре будущих учителей исследовательской компетентности, обеспечивающей успешное осуществление организации учебно-исследовательской деятельности, как трудовой функции. Актуальным на социальном, научно-теоретическом и технологическом уровне является формирование будущего учителя, который сознательно, творчески относится к своему труду, обладающий такими личностными качествами, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Формирование названных качеств личности будущего учителя должно осуществляться в процессе овладения знаниями, навыками и умениями, приобретения опыта их реализации в условиях исследовательской деятельности.

Для повышения эффективности образовательной среды педвуза с целью формирования исследовательской компетентности будущего учителя требуется определение и создание соответствующих педагогических условий. В статье уточняется понятие исследовательская компетентность, определяется «продуктивная зона» педагогических дисциплин в формировании исследовательской компетентности, характеризуются педагогические условия, способствующей формированию данного качества как неотъемлемого компонента профессионально-педагогической деятельности.

The socio-economic changes impose the solution of tasks related to the formation of professional competencies among university graduates, the formation of research competence in the personal structure of future teachers, ensuring the successful implementation of the organization of educational and research students as a labor function. It is relevant at the social, scientific, theoretical and technological level to form a future teacher who works creatively possessing such personal qualities as initiative, independence, purposefulness and activity. The formation of these personality qualities of a future teacher should be carried out in the process of mastering knowledge, skills and abilities and the experience of their implementation in research activities.

It is necessary to define and create appropriate pedagogical conditions to increase the effectiveness of the educational environment in order to form the research competence of the future teacher. The article clarifies the concept of research competence, defines the “productive zone” of pedagogical disciplines in the formation of research competence, characterizes pedagogical conditions that contribute to the formation of this quality as an integral component of professional and pedagogical activity.

Биография автора

Людмила Павловна Качалова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры педагогики

Опубликован
2024-07-04
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)