Формирование исследовательской компетентности студентов педвуза в процессной логике семинаров-погружений

Formation of research competence of pedagogical university students in the process logic of immersion seminars

  • Людмила Павловна Качалова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: исследовательская компетентность, семинар-погружение, компоненты исследовательской компетентности, процессная логика семинара-погружения, функции семинаров-погружения

Аннотация

Социально-экономические условия России к профессиональной подготовке будущих педагогов выдвигают требования, в которых определяющие значение приобретает сформированность прочных системных знаний, умений осуществлять деятельность в соответствие со спецификой профессионально-педагогической деятельности, сформированность опыта осуществления исследовательской деятельности в контексте проблем образования. В связи с поставленными перед вузом задачами в подготовке будущих педагогов значимость приобретает актуальность формирования исследовательской компетентности, как базовой основы для профессионального саморазвития. Именно успешность формирования исследовательской компетентности студентов педвуза в процессе обучения демонстрирует и качество подготовки к будущей профессиональной деятельности.

На пути решения обозначенной проблемы возникает необходимость поиска педагогических средств, направленных на формирование исследовательской компетентности студентов, включенности их в исследовательскую деятельность, отражающую характер профессионально-педагогической деятельности педагога. Перед исследователями значится необходимость определения компонентного состава исследовательской компетентности, нахождения способов формирования необходимых знаний, включенных в ее структуру, формирование умений и опыта, востребованных в проведении исследования, формирование «деятельностного» умения при проектировании вследствие проведенного исследования, нового образовательного продукта, нового решения проблемы в сфере образования. Важной становится научно-педагогическое обоснование применяемых организационных форм, методов и приемов, технологий, активизирующих процесс приобретения компонентного состава исследовательской компетентности. Одной из продуктивных форм может выступать семинар-погружение, позволяющий сформировать компонентный состав исследуемой компетентности, компоненты, которые будут служить основой приобретения опыта проведения педагогических исследований. Предстоит выявить и обосновать педагогические возможности семинара-погружения в формировании исследовательской компетентности студентов педвуза.

The socio-economic conditions of Russia impose requirements for the professional training of graduates of pedagogical universities. The formation of solid systemic knowledge, the ability to carry out activities according to the specifics of professional and pedagogical activity, the formation of experience in carrying out research activities in the context of educational problems becomes crucial. The importance of the formation of research competence as a basic basis for professional self-development becomes important connecting with the tasks set for the university in the training of future teachers. It is the success of the research competence formation of pedagogical university students in the learning process that demonstrates the quality of preparation for future professional activity. There is a need to find ways and means of forming students' research competence, their involvement in research activities, reflecting the nature of the teacher's professional and pedagogical activity. Researchers are faced with the necessity to determine the component composition of research competence, find ways to form knowledge, abilities, skills and experience in conducting research in its structure, skills to create a new educational product, a new solution to a problem in the field of education. It becomes important to substantiate the forms, methods and technologies that activate the process of students acquiring knowledge, skills and experience enclosed in research competence. One of the productive forms can be an immersion seminar allowing to form the component composition of the competence under study which will serve as the basis for acquiring experience in conducting pedagogical research. It is necessary to identify and substantiate the pedagogical possibilities of the immersion seminar in the formation of the research competence of pedagogical university students.

Биография автора

Людмила Павловна Качалова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Опубликован
2024-10-21
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)