Система работы с одаренными детьми по математике в начальных классах

The system of work with gifted children in mathematics in primary school

  • Ирина Николаевна Разливинских ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Надежда Александровна Витинская ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: начальная школа, одаренность, одаренные дети, виды одаренности, формы работы с одаренными детьми, система работы с одаренными детьми

Аннотация

В статье раскрыто понятие «одарённость», которое представлено в нескольких классификациях по различным критериям (вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики; степень сформированности; форма проявлений; широта проявлений в различных видах деятельности; особенности возрастного развития). Одарённость также характеризуется в двух аспектах: качественном (свойства даровитости определяются психическими возможностями человека и их выраженность в конкретных видах деятельности) и количественном (одаренность базируется на описании степени проявления возможностей). Авторами рассматривается система работы с одарёнными детьми в начальной школе на основе типовых заданий, требующих повышенного уровня интеллектуального развития одарённых учащихся. В статье представлены следующие виды работ на уроках математики: решение задач на сообразительность, развивающих задач-минуток, поиск ошибок в софизмах, выполнение упражнений на развитие мышления, дифференцированных и разноуровневых заданий, а также применение на уроках элементов проблемного обучения и учебно-исследовательской деятельности.

Abstract:  The article reveals the concept of “giftedness” which is presented in several classifications according to various criteria (type of activity and the areas of the psyche that provide it; degree of formation; form of demonstrations; breadth of demonstrations in various types of activities; features of age development). Giftedness is also characterized in two aspects: qualitative (the properties of giftedness are determined by the mental capabilities of a person and their expression in specific activities) and quantitative (giftedness is based on the description of the degree of demonstration of capabilities). The authors consider the system of work with gifted children in primary school based on standard tasks that require an increased level of intellectual development of gifted students. The article presents the following types of work in mathematics lessons: solving problems for intelligence, developing tasks-minutes, searching for errors in sophisms, performing exercises for the development of thinking, differentiated and multi-level tasks as well as applying elements of problem-based learning and research activities in the classroom.

Биографии авторов

Ирина Николаевна Разливинских, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования

Надежда Александровна Витинская, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

студентка института психологии и педагогики

Опубликован
2020-12-29

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)