Характеристика процедуры проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

Characteristics of designing work programs in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education

  • Ирина Николаевна Разливинских ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Наталья Сергеевна Стерхова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: начальная школа, проектирование, рабочая программа учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности), модуля, процедура проектирования рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности), модуля, обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Аннотация

В статье проведен теоретический анализ проблемы проектирования рабочих программ в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Осуществлён анализ понятия и видов образовательных программ. Уточнена формулировка понятия «рабочая программа учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля». Опираясь на результаты нормативного-теоретического анализа, авторами уточнена структура рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Установлена взаимосвязь выделенных структурных компонентов рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля. На заключительном этапе исследования выявлена логика проектирования рабочей программы учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) модуля в соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2021 года. Данная логика включает три этапа: 1) определение нормативно-методических оснований проектирования указанного вида рабочей программы; 2) определение структуры рассматриваемого вида рабочей программы; 3) содержательное наполнение компонентов данной рабочей программы. Авторами доказано, что совокупность выделенных этапов, с одной стороны, предопределяется соответствующими нормативно-методическими основаниями; с другой стороны, каждый из выделенных авторами этапов проектирования рабочей программы осуществляется с учетом результатов работы, проведенной на предыдущем этапе. Результаты проведенного исследования позволят существенно облегчить педагогам решение задач проектирования необходимых для оснащения реализации образовательного процесса рабочих программ.

The article provides a theoretical analysis of the problem of designing work programs in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education in 2021. The analysis of the concept and types of educational programs is carried out. The concept “the work program of an academic subject, course (extracurricular activity course) module” has been clarified. The authors clarified the structure of the work program of the academic subject, the course (extracurricular activity course) of the module in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education in 2021 due to the results of a normative and theoretical analysis. The interrelation of the selected structural components of the work program of the educational subject, the course (extracurricular activity course) of the module is established. Thus, the logic of designing the work program of the academic subject, the course (extracurricular activity course) of the module in accordance with the updated Federal State Educational Standard of Primary General Education 2021 was revealed. This logic includes three stages: 1) definition of the normative and methodological foundations for the design of the specified type of work program; 2) definition of the work program’s structure under consideration; 3) meaningful content of the components of this work program. The authors have proved that the totality of the selected stages, on the one hand, is predetermined by the relevant regulatory and methodological grounds; on the other hand, each of the stages of the design of the work program we have identified is carried out taking into account the results of the work carried out at the previous stage. The results will make it much easier for teachers to solve the design tasks necessary to equip the implementation of the educational process of work programs.

Биографии авторов

Ирина Николаевна Разливинских, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального образования

Наталья Сергеевна Стерхова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

Опубликован
2024-04-03
Раздел
5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)