Познавательная активность младшего школьника в свете терминологического анализа
Terminological analysis of a junior student’s cognitive activity
Аннотация
В условиях стремительно развивающегося мира, повлекших необходимость воспитания подрастающего поколения, способного успешно входить в социум, возрастает потребность развития у детей младшего школьного возраста познавательной активности. Материалы имеющегося научно-педагогического фонда свидетельствуют о том, что традиционные формулировки данного понятия слабо ориентированы на младший школьный возраст. Уточнение определения понятия «познавательная активность младшего школьника» возможно на основе терминологического анализа, который в данном исследовании обусловлен изучением цепочки логически выстроенных и взаимосвязанных понятий (понятийного поля исследования) «активность», «познание», «познавательная активность», «младший школьник». Такой поход позволяет синтезировать результаты осуществленного вида анализа и представить авторскую формулировку понятия «познавательная активность младшего школьника» как личностное интегративное образование ребенка 6-7–10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса, характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности.
Nowadays it is necessary to educate the younger generation capable of successfully entering society. The necessity for the development of junior students’ cognitive activity is increasing. The materials of the existing scientific and pedagogical fund indicate that the traditional formulations of this concept are poorly oriented to the junior students. The authors analyze the concepts “activity”, “cognition”, “cognitive activity”, “junior students” in order to clarify the concept “cognitive activity of a junior student”. The approach allows us to synthesize the results and to present the authors’ interpretation of the concept “cognitive activity of a junior student” as a personal integrative education of a 6-7-10-11 years old child mastering the content of the main educational program of grades 1-4 characterizing his desire to know himself and the surrounding reality.