Исторический анализ проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности младших школьников
Historical analysis of the problem of control and evaluation of the results of junior students’ educational activities
Аннотация
В статье обоснована актуальность проблемы оценивания результатов учебной деятельности обучающихся первой образовательной ступени общеобразовательной школы. Представлены результаты исторического анализа развития проблемы контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся младших классов. Рассмотрены формы контроля и учёта достижений учащихся в учебной деятельности. Охарактеризованы виды современного педагогического оценивания и показано их назначение. Особое внимание уделяется изучению аспекта самооценивания, как вида оценивания в начальной школе, которое, с одной стороны, является важным показателем развития подрастающей личности, с другой, предопределяет формирование объективной оценки своего труда, необходимой ребенку в будущем. Выявлены требования, предъявляемые к деятельности учителя начальных классов, необходимые для соблюдения при формировании адекватной самооценки младшего школьника. Спектр данных требований составляют: усиление оценочной системы самих обучающихся, её синтез с оценкой учителя начальных классов; регулярное обсуждение с учащимися младших классов динамики в учебе, анализирование причин неудач; акцентирование внимания на моментах, обеспечивающих успех учебной деятельности; привлечение родителей обучающихся к формированию единой системы оценивания, влияющей на становление адекватной самооценки ребёнка. В заключительной части исследования авторы обращают внимание на его дальнейшие перспективы: исследование критериев, необходимых для применения педагогом разных видов оценок; влияние Федерального государственного образовательного стандартна нового поколения (2021 год) на изменение системы оценивания достижений учащихся младших классов и т.д.
The authors stress the relevance of the problem of evaluating the results of junior students’ educational activities. The article presents the results of the historical analysis of the development of the problem of control and evaluating the results of junior students’ educational activities. The forms of control and accounting of students' achievements in educational activities are considered. The types of modern pedagogical assessment are characterized and their purpose is shown. Special attention is paid to the study of self-assessment as a type of assessment in primary school, which is an important indicator of the personality development and determines the formation of an objective assessment of the work. The authors examine the requirements to the primary school teachers’ activity. The requirements consist of: strengthening the students’ evaluation system, its synthesis with the primary school teacher assessment; regular discussion with students the learning dynamics and analyzing the causes of failures; focusing on the successful moments; involving parents in the formation of a unified assessment system that affects the formation of an adequate child’s self-esteem. In conclusion, the authors draw attention to its further prospects: the study of the criteria of different types of assessments; the influence of the Federal State Educational Standard of the new generation (2021) on the change in the system of assessing the achievements of junior students, etc.