Развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе индивидуального подхода

The coherent monologue speech development of preschool children based on an individual approach

  • Елена Сергеевна Неустроева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Людмила Ивановна Пономарева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: дошкольный возраст, монолог, индивидуальный подход, компонентный состав, педагогические условия, связная речь

Аннотация

В статье рассматриваются сущностные характеристики связной речи. Представлено содержательное наполнение двух видов связных высказываний – диалога и монолога. Анализируются личностные компоненты, принимающие участие в составлении монолога каждым ребенком-дошкольником. При этом, монолог рассматривается как суть любого связного высказывания.

На основании выделенной личностной структуры, индивидуальных особенностей старшего дошкольника, определяется совокупность педагогических условий целенаправленного развития связной речи.

Авторами обосновывается использование индивидуального подхода в развитии связной монологической речи и роль выделенных педагогических условий в реализации данного подхода. Акцентируется внимание на том, что наиболее эффективное применение индивидуального подхода в развитии связной речи может осуществляться в дополнительном образовании, в частности, кружковой деятельности.

В статье определяется соотношение ведущих методов и приемов работы над построением связной монологической речи дошкольников.

Abstract: 

The article deals with the essential characteristics of coherent speech. The article presents the content of two types of connected statements - dialogue and monologue. Personal components that take part in the preparation of a monologue by each preschool child are analyzed. At the same time, the monologue is considered as the essence of any coherent statement.

The individual characteristics of the older preschooler, a set of pedagogical conditions for the purposeful development of coherent speech is determined on the basis of the selected personal structure.

The authors substantiate the use of an individual approach in the development of coherent monologue speech and the role of the identified pedagogical conditions in the implementation of this approach. Attention is focused on the fact that the most effective application of an individual approach in the development of coherent speech can be carried out in additional education, in particular, circle activities.

The article defines the ratio of the leading methods and techniques of working on the construction of a coherent monologue speech of preschoolers.

Биографии авторов

Елена Сергеевна Неустроева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

аспирант

Людмила Ивановна Пономарева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования

Опубликован
2023-05-16
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)