Исследование феномена изобразительного творчества детей младшего школьного возраста в контексте историко-понятийного анализа

The study of the phenomenon of junior schoolchildren’s visual creativity in the context of historical and conceptual analysis

  • Ольга Алексеевна Басаргина ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Наталья Сергеевна Стерхова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: младший школьник, изобразительное искусство, творчество, изобразительное творчество, детское изобразительное творчество

Аннотация

В статье представлены результаты историко-понятийного анализа феномена изобразительного творчества детей младшего школьного возраста. Рассмотрены исторические аспекты и эволюция обозначенной проблемы. Выявлены функции и представлена современная классификация видов изобразительного искусства. Показано, как специфические особенности данных видов изобразительного искусства раскрываются в творчестве, в том числе, в детском. Установлено, что видовое разнообразие изобразительных искусств предопределяет становление видов художественной деятельности детей, имеющей специфику содержания и особенности протекания. Проведен анализ классификации видового разнообразия изобразительного творчества, проявляющегося в определенных видах детской изобразительно-творческой деятельности: рисование красками, лепка, конструирование, рисование карандашом, декоративная и декоративно-оформительская деятельность и т.д. Синтез результатов изучения ключевых понятий исследования позволил авторам сформулировать собственную трактовку определения понятия «детское изобразительное творчество». Кроме того, в работе показано, что содержание видов детского изобразительного творчества предопределено содержанием видов изобразительного искусства (системой видов ИЗО). В свою очередь, углубляясь в художественную деятельность и приобретая определенные художественно-графические, скульптурные, конструкторские навыки, ребенок все больше приближается к более качественным техникам передачи художественного образа, характерного для того или иного вида искусства. То есть, развитие разнообразных видов детского изотворчества предопределено содержанием и особенностями видов изобразительного искусства.

The article presents the results of a historical and conceptual analysis of the phenomenon of junior schoolchildren’s visual creativity. The historical aspects and evolution of the designated problem are considered. The functions are revealed and the modern classification of types of fine art is presented. It is shown how the specific features of these types of fine art are revealed in creativity including children's art. It is established that the species diversity of fine arts determines the formation of the types of children’s artistic activity which has a specific content and flow characteristics. The authors analyze children's visual and creative activities: painting, modeling, designing, pencil drawing, decorative and decorative design activities, etc. The authors formulate their own interpretation of the concept “children's visual creativity”. The article shows that the content of children's visual art types is predetermined by the content of fine art types (the system of types of art). Thus, delving into artistic activity and acquiring certain artistic, graphic, sculptural, and design skills, the child is increasingly approaching higher-quality techniques for transmitting an artistic image characteristic of a particular type of art. That is, the development of various types of children's art is predetermined by the content and features of the types of fine art.

Биографии авторов

Ольга Алексеевна Басаргина, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

магистрант 2 года обучения, направление подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»

Наталья Сергеевна Стерхова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования

Опубликован
2024-07-04
Раздел
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)