Модель просветительской и профориентационной работы в вузе
Model of educational and career guidance work at the university
Аннотация
Авторами статьи представлена попытка описать модель просветительской и профориентационной работы на примере реализации ее в ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет». В статье выделены этапы профориентационной работы вуза (профессиональное просвещение, профессиография, профессиональный отбор), как одного из направления его деятельности, а также описаны компоненты модели просветительской и профориентационной работы. Методологический компонент модели описывает подходы, через которые проводится просветительская и профориентационная работы подрастающего поколения. Функционально-целевой компонент модели в данной статье описывает цели и задачи проводимой работы в вузе, ее функции. Содержательный компонент модели описывает мероприятия, проводимые в рамках просветительской и профориентационной работы. В описание технологического компонента модели входят формы, методы, педагогические технологии, которые позволяют эффективно реализовывать просветительскую и профориентационную работу. Критериально-оценочный компонент модели описывает критерии для оценки конечного результата данного направления деятельности. Авторами решаются задачи формирования готовности подрастающего поколения к профессиональному самоопределению через сочетание следующих подходов: мотивационного, информационного, практико-ориентированного и консультативного, а также принципов: системность, систематичность, доступность.
The authors of the article present an attempt to describe a model of educational and career guidance work on the example of its implementation in the Shadrinsk State Pedagogical University. The article highlights the stages of vocational guidance work of the university (vocational education, professionography, professional selection) as one of the directions of its activity and also describes the components of the model of educational and vocational guidance work. The methodological component of the model describes the approaches through which educational and career guidance work of the younger generation is carried out. The functional and target component of the model in this article describes the goals and objectives of the work carried out at the university and its functions. The content component of the model describes the activities carried out within the framework of educational and career guidance work. The technological component of the model includes the choice of the optimal combination of forms, methods and pedagogical technologies used. The criterion-evaluation component of the model describes the criteria for evaluating the final result of a given activity. The authors solve the problems of forming the readiness of the younger generation for professional self-determination through a combination of the following approaches: motivational, informational, practice-oriented and advisory, as well as principles: consistency, systematicity, accessibility.