Экологическое воспитание: понятийно-исторический аспект, основные направления и формы организации в начальной школе
Environmental education: conceptual and historical aspect, main directions and forms of organization in primary school
Аннотация
В статье актуализируется проблема экологического воспитания детей младшего школьного возраста, связанная с тем, что современное общество остро нуждается в экологически грамотных людях, способных решать проблемы, связанные с взаимоотношениями человека и природы. В свете ретроспективного анализа рассмотрена эволюция идей экологического воспитания подрастающей молодёжи, начиная с XIX века до современности. Особое внимание уделено анализу определений понятия «экологическое воспитание», представленных различными учёными. Результаты проведенного анализа авторы учитывают при формулировке определения данного понятия в контексте собственной точки зрения. В ходе исследования выделяются три основных направления экологического воспитания младших школьников: 1) формирование бережного и ответственного отношения к природе на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; 2) воспитание чувства неприятия действий, приносящих вред природе; 3) формирование экологической культуры учащихся младших классов. Взяв за основу указанные направления, авторы характеризуют соответствующие им формы организации экологического воспитания младших школьников, пользующиеся в условиях современности популярностью в образовательных организациях общего образования и реализуемые в урочное и внеурочное время. В материалах исследования показано, что в настоящее время в начальной школе содержание каждого из направлений экологического воспитания младших школьников дополняет содержание двух других и реализуется в соответствии с базовыми нормативными документами (Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и Федеральной образовательной программой начального общего образования).
The article actualizes the problem of environmental education of primary school children due to the fact that modern society urgently needs environmentally literate people who are able to solve problems related to the relationship between man and nature. The article views the evolution of the ideas of environmental education of younger youth from the 19th century to the present. Special attention is paid to the analysis of the concept definitions “environmental education” presented by various scientists. The authors take into account the results of the analysis when formulating the definition of this concept in the context of their own point of view. Three main directions of environmental education of primary school children are identified: 1) the formation of a careful and responsible attitude to nature based on Russian traditional spiritual values, skills of protection, protection, restoration of nature, the environment; 2) fostering a sense of rejection of actions that harm nature; 3) the formation of environmental culture of elementary school students. The authors characterize the corresponding forms of organization of environmental education of younger schoolchildren which are popular in modern conditions in educational organizations of general education and implemented during regular and extracurricular hours. The research materials show that in primary schools the content of each of the areas of environmental education for younger schoolchildren complements the content of the other two and is implemented in accordance with basic regulatory documents (the Federal State Educational Standard of Primary General Education and the Federal Educational Program of Primary General Education).