Работа с трудными детьми и педагогическая система А.С. Макаренко

Working with difficult children and A.S. Makarenko’s pedagogical system

  • Алексей Николаевич Фанталов ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»
  • Маргарита Александровна Малязина ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург
Ключевые слова: Макаренко, педагогическая система, коллектив, лидер, параллельное действие, трудовое воспитание

Аннотация

В статье говорится об особенностях работы с трудными детьми и о педагогической системе А.С. Макаренко (в которой коллективное трудовое воспитание парадоксальным образом сочеталось с формированием личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства). Мы позволим себе смелость прокомментировать его концепцию. Как известно, Антон Семенович работал с трудными подростками в сфере исправительно-трудовых учреждений (например, Колония имени Горького). В то время проблема трудных подростков (соединенная с проблемами беспризорности и детской преступности) достигла в стране поистине грандиозных масштабов. Детская колония, руководимая Макаренко, не обладала достаточным количеством персонала, который был бы занят функцией поддержания порядка. Поэтому педагог пошел по достаточно известному пути – в целях поддержания порядка опираться на наиболее авторитетных личностей в коллективе, каковыми часто являются как раз потенциальные (и реальные) нарушители порядка. Разумеется, система Макаренко формировалась в специфических социальных условиях периода окончания Гражданской войны в России, характерного массовой преступностью и детской беспризорностью. Воспитанники детских колоний представляли собой порой весьма опасный материал и находились в очень трудных материальных условиях. В связи с этим, в воспитательной методике Макаренко доминировали трудовое воспитание и примат коллектива. Однако нельзя утверждать, что трудовое и коллективное воспитание развивались абсолютно за счет индивидуального развития. Напротив, весьма специфический подход Макаренко (особенности которого были изложены выше) мог вести к формированию личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства.

Abstract: This article talks about working with difficult children and about A.S. Makarenko’s system methodology (there collective labor combined with the formation of personality, prone to rapid reactions to changing conditions and circumstances).  We dare to comment on his concept. As it is known, A.S. Makarenko taught difficult teenagers in the field of corrective labor institutions (for example, the Gorky Colony). At that time, the problem of difficult adolescents (connected with the problems of homelessness and juvenile delinquency) reached a truly grand scale in the country. The children's colony, led by Makarenko, did not have a sufficient number of personnel who would be busy with the function of maintaining order.  Of course, the Makarenko method was formed in the specific social conditions of the end of the Civil War in Russia, which was characterized by mass crime and homelessness in children. Pupils of children's colonies were sometimes very dangerous material and were in very difficult material conditions. In this regard, labor education and the primacy of the collective dominated in the educational method of Makarenko.  However, it cannot be argued that labor and collective upbringing developed absolutely due to individual development. On the contrary, a very specific approach by Makarenko (the features of which were outlined above) could lead to the formation of a personality prone to very rapid reactions to changing conditions and circumstances.

Биографии авторов

Алексей Николаевич Фанталов, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»

кандидат культурологии, доцент, старший преподаватель

Маргарита Александровна Малязина, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург

заведующий кабинетом института детства

Опубликован
2019-12-27
Раздел
5.8. Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)