Вариативность роли женщины и женского образования в семейном укладе различных цивилизационных типов культур

Variability of the role of women and female education in the family structure of various civilizational types of cultures

  • Алексей Николаевич Фанталов ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»
  • Маргарита Александровна Малязина ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург
Ключевые слова: брак, тип семьи, моногамия, полигиния, патриархальный, матриархальный, индивидуальный, женское образование

Аннотация

Изменения, происходящие в современных семейных отношениях, приводят к потере некоторых важных социальных ценностей. С другой стороны, положение женщин в семейной жизни в настоящее время в значительной степени пересматривается. Эти два обстоятельства диктуют необходимость понимания эволюции семейных традиций и особенностей роли, которую женщины играли в семейных структурах различных типов исторических обществ.

Исторические системы брака включали: групповой брак; многоженство; полиандрию и моногамию.

В статье описывается семейная специфика в древневосточных, античных, средневековых и современных обществах. Раскрыта роль женщин в семье этих исторических обществ и особенности женского воспитания в них.

Мы можем видеть, что в процессе эволюции от древневосточных обществ к современному, тенденция к расширению прав и возможностей женщин в семье и развитию женского семейного образования проявляется как прогрессивный, но «неравномерный» процесс. Например, ситуация по этим аспектам в обществе древнего Египта была более «продвинутой», чем в ряде средневековых обществ (мы отмечаем аналогичный регресс при переходе от домонгольского к постмонгольскому обществам в России).

Abstract: The changes taking place in modern family relationships lead to the loss of some important social values. On the other hand, the position of women in family life is now being largely revised. These two circumstances dictate the need to understand the evolution of family traditions and the peculiarities of the role that women played in family structures of various types of historical societies.

Historical marriage systems included: group marriage; polygyny; polyandry and monogamy.

The article describes family specifics in the ancient Eastern, ancient, medieval and modern societies. The role of women in family of these historical societies and the features of female education in them are revealed.

Thus, we can see that, in the process of evolution from ancient oriental societies to modern society, the trend towards the empowerment of women in the family and the development of female family education is characterized as a progressive, but “uneven” process. Thus, the situation on these aspects in the society of ancient Egypt was more “advanced” than in a number of medieval societies (we note a similar regress in the transition from pre-Mongol to post-Mongolian societies in Russia).

Биографии авторов

Алексей Николаевич Фанталов, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»

кандидат культурологии, доцент, старший преподаватель

Маргарита Александровна Малязина, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург

заведующий кабинетом института детства

Опубликован
2019-12-27
Раздел
5.8. Педагогика

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)