К вопросу о формировании волевых качеств в подростковом возрасте

To the question of the formation of strong-willed qualities in adolescence

  • Елена Анатольевна Быкова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: подростковый возраст, воля, волевая саморегуляция, настойчивость, самообладание, сила воли

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития воли в подростковом возрасте. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства подростков преобладает средний и низкий уровень развития силы воли, а также низкий и средний уровень развития волевых качеств. У них мало выражены или полностью отсутствуют самообладание, настойчивость, саморегуляция, подростки не умеют справляться с не желаемыми препятствиями. На этапе формирующего эксперимента реализована программа развития волевых качеств, необходимых для успешного преодоления препятствий. Статистический анализ данных контрольного эксперимента показал, что произошли значимые изменения по показателям волевой саморегуляции (общий показатель, настойчивость, самообладание). Это наблюдается в возрастании у подростков уровней развития силы воли до среднего и высокого, уменьшении количества испытуемых с низким уровнем развития силы воли.

Abstract: The article deals with the problem of will development in adolescence. The results of the ascertaining experiment showed that the majority of adolescents have a medium and low level of development of willpower as well as a low and medium level of development of volitional qualities. They have little or no self-control, perseverance, self-regulation, teenagers do not know how to cope with unwanted obstacles. At the stage of the formative experiment, a program for the development of strong-willed qualities necessary for successful overcoming of obstacles was implemented. Statistical analysis of the control experiment data showed that there were significant changes in the indicators of volitional self-regulation (general indicator, perseverance, self-control). This is observed in the increase in adolescents' levels of willpower development to medium and high, and a decrease in the number of subjects with a low level of willpower development.

Биография автора

Елена Анатольевна Быкова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Опубликован
2021-06-29