Нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у детей из неблагополучных семей посредством групповой работы

Leveling negative emotional states in children from dysfunctional families through group work

  • Елена Анатольевна Быкова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Светлана Владимировна Истомина ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: неблагополучные семьи, отрицательные эмоциональные состояния, тревожность, агрессия, страхи

Аннотация

В статье представлены результаты исследования возможности нивелирования агрессии, тревожности и страхов у детей из семей, находящихся в социально опасно положении. Представлены результаты диагностики отрицательных эмоциональных состояний обучающихся 7-12 лет, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Выявлено, что дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях характеризуются высоким уровнем тревожности, страхов и агрессии и нуждаются в психологической помощи. По результатам исследования разработана и реализована программа коррекционно-развивающей работы, с детьми младшего школьного возраста.  В программе использованы групповые методы работы: дискуссия, ролевая игра, игровая групповая коррекция, релаксация. Ключевыми в работе выступили групповые психокоррекционные механизмы: сообщения информации, имитационного поведения, групповой сплочённости, интерперсонального влияния. Эффективность программы доказана методами математической статистики с применением критерий углового преобразования Фишера φ*.

Abstract: The article presents the results of the study of the possibility of leveling aggression, anxiety and fears in children from families in socially dangerous situations. The results of the diagnosis of negative emotional states of 7-12 year olds, brought up in dysfunctional families are presented. It has been found that children bringing up in dysfunctional families are characterized by high levels of anxiety, fear and aggression and they need psychological help. According to the results of the study, a program of corrective-developing work with children of primary school age has been developed and realized.  The program uses group methods of work: discussion, role-playing, group correction, relaxation. The key to the work were group psychocorrect mechanisms: information messages, imitation behavior, group cohesion, interpersonal influence. The effectiveness of the program is proved by the methods of mathematical statistics.

Биографии авторов

Елена Анатольевна Быкова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Светлана Владимировна Истомина, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Опубликован
2020-09-30