Особенности познавательной сферы обучающихся младшего школьного возраста

Features of the cognitive sphere of primary school age students

  • Светлана Владимировна Истомина ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: младшие школьники, познавательная сфера, память, внимание, мышление

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена ролью развития познавательной сферы в успешности обучения школьников. В статье представлены результаты прикладного исследования особенностей познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста. Специфика внимания, памяти и мышления второклассников изучена посредством применения пяти психодиагностических методик («Кодирование» А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман, «Проба Мюнстенберга», «10 слов» А.Р. Лурия, «Запомни пару» М.У. Калкинса, «Изучение развития логических операций» Э.Ф. Замбацявичене); проведен качественный и количественный анализ полученных данных. Выявлены уровневые характеристики сформированности каждого познавательного процесса у обучающихся, а также преобладающий тип памяти, специфика развития свойств внимания, мыслительных операций (классификация, обобщение, конкретизация, систематизация). По ряду показателей выявлены половые различия. Проведенное исследование показало необходимость проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися начальной школы, имеющими низкие показатели развития психических познавательных процессов. 

Abstract: The article presents the results of an applied study of the features of the cognitive sphere of students of primary school age. During the ascertaining experiment, the specifics of attention, memory and thinking of second graders were studied through the use of five psychodiagnostic techniques (“Coding” by A.L. Wenger, G.A. Zuckerman, “Munstenberg Test”, “10 words” by A.R. Luria, “Remember a couple” by M.W. Calkins, “Study of the development of logical operations” by E.F. Zambatsevichene); qualitative and quantitative analysis of the data obtained was carried out. The level characteristics of each cognitive process are revealed, as well as the predominant type of memory, the development of selectivity and stability of attention, auditory short-term and long-term memory, mental operations (classification, generalization, concretization, systematization), general awareness and the ability to select analogies. According to a number of indicators, sex differences were revealed using the angular Fisher transform. The necessity of carrying out correctional and developmental work with a fifth of schoolchildren with low indicators of the development of cognitive processes is shown.

Биография автора

Светлана Владимировна Истомина, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии

Опубликован
2021-12-27

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)