Исследование устной речи у дошкольников с нарушением органов зрения

The study of oral speech of preschool children with visual disabilities

  • Анна Сергеевна Бурматова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Надежда Ивановна Отева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова: нарушения зрения, устная речь, дошкольники

Аннотация

Исследование речевых нарушений у слабовидящих детей дошкольного возраста чрезвычайно актуально в настоящее время.

Акцент авторами статьи сделан на анализ данных зарубежных и российских источников по проблеме изучения устной речи дошкольников с нарушением органов зрения.

Теоретическая новизна работы: выявлены основные особенности отечественных и зарубежных подходов к анализу речевого развития детей с нарушениями зрения. Зарубежные исследователи трудности в овладении устной речью связывают с когнитивными трудностями в определении явлений внешнего мира; доказывают наличие использования заученных фраз детьми с нарушениями зрения. Отечественные ученые выделяют следующие особенности речи детей с нарушениями зрения: непонимание смысловой стороны слова, вербализм, эхолалия, отсутствие развернутых высказываний, монотонность устной речи.

Практическая значимость результатов исследования. Выявлены особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: низкий уровень овладения обобщающими словами, нарушения семантической стороны устной речи, своеобразное соотношение между словами и образами предметов и их свойствами.

Изучение отечественных и зарубежных подходов помогает практикующим дефектологам оценить состояние устной речи у детей со зрительной патологией и скорректировать коррекционную работу.

Abstract: The study of speech disorders in preschool children with visual disabilities is extremely important nowadays.

The authors of the article focus on the analysis of data from foreign and Russian sources on the problem of studying oral speech of preschool children with visual disabilities.

Theoretical novelty of the work: the main features of domestic and foreign approaches to the analysis of speech development of children with visual disabilities are revealed. Foreign scientists associate difficulties in mastering oral speech with cognitive difficulties in understanding the phenomena of the external world; they prove the presence of the use of memorized phrases by children with visual disabilities. Russian scientists distinguish the following features of speech of children with visual disabilities: lack of understanding of the semantic side of the word, verbalism, echolalia, lack of detailed statements, monotony of oral speech.

The practical significance of the research results. The features of speech development of preschool children with visual disabilities are discovered: a low level of using generalizing words, violations of the semantic side of oral speech, a peculiar relationship between words and images of objects and their properties.

The study of domestic and foreign approaches helps practicing speech pathologists to assess the state of oral speech in children with visual disabilities and plan corrective work.

Биографии авторов

Анна Сергеевна Бурматова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

студент

Надежда Ивановна Отева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант

Опубликован
2020-06-30

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)