Изучение особенностей письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Studying the features of writing in primary school children with serious speech disorders (SSD)

  • Алена Валерьевна Тюльнева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Надежда Ивановна Отева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Елена Владимировна Пащенко ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова: письменная речь, младшие школьники, тяжелые нарушения речи

Аннотация

Акцент авторами статьи сделан на изучение особенностей письменной речи у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

Теоретическая новизна работы: рассмотрены основные подходы к определению понятия дисграфии (психофизиологический, нейропсихологический, клинико-психологический, логопедический). С точки зрения психофизиологического подхода дисграфия – результат нарушения аналитико-синтетической деятельности различных анализаторов. В рамках нейропсихологического подхода при определении дисграфических искажений и их механизмов следует   учесть совокупность симптомов с общим патогенезом особенностей письменной речи. Дисграфия в клинико-психологическом подходе представляет собой симптом, входящий в комплекс других нарушений.

Особенности ошибок при дисграфии у детей с ТНР: искажение письменного образа букв, замена звуков, искажение слова или структуры предложения, аграмматизмы на письме.

Практическая значимость результатов исследования. Рассмотрены особенности проявления различных дисграфий у младших школьников с ТНР. Определена последовательность определенных этапов становления фонематических процессов.

Abstract: The authors of the article focus on the study the features of writing in primary school children with serious speech disorders.

Theoretical novelty of the work: the main approaches to the definition of dysgraphy (psychophysiological, neuropsychological, clinical-psychological, speech therapy) are considered. From the point of view of the psychophysiological approach, dysgraphy is the result of a disorder in the analytical and synthetic activity of various analyzers. Within the framework of the neuropsychological approach, when determining dysgraphic distortions and their mechanisms, it is necessary to take into account the combination of symptoms with the general pathogenesis of writing features. Dysgraphy in the clinical and psychological approach is a symptom that is part of a complex of other disorders.

Features of different mistakes in dysgraphy in children with SSD: distortion of the written image of letters, replacement of sounds, distortion of the word or sentence structure, agrammatism in writing.

Practical significance of the research results. The features of the various demonstrations of dysgraphia in children with SSD. The sequence of certain stages in the formation of phonemic processes is determined.

Биографии авторов

Алена Валерьевна Тюльнева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

студент

Надежда Ивановна Отева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант

Елена Владимировна Пащенко, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт педагогики и психологии

Опубликован
2020-06-30

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)