Формирование связной речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
The speech formation of preschool children with pseudobulbar dysarthria
Аннотация
Дошкольный возраст всегда считался самым важным периодом для становления активной речи, развития её фонетической, лексической, грамматической сторон. По статистике ежегодно, среди дошкольников, около 7% детей имеют проблему псевдобульбарной дизартрии – речевой патологии. И данная проблема, к сожалению, обостряется. В последнее время появилась определенная тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста, которые имеют псевдобульбарную дизартрию.
Симптоматика, механизмы псевдобульбарной дизартрии в специальной отечественной и зарубежной литературе достаточно полно освещены такими авторами, как О.А. Токарева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, Р.И. Мартынова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Л.В. Мелехова, О.В. Правдина, А.Р. Лурия.
Акцент авторами сделан на изучение связной речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Теоретическая новизна. Был проведен качественный и детальный анализ нарушений связной речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В результате данных экспериментальных исследований авторы выделили несколько групп детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, различающихся особенностями связной речи: 1 группа – дети, которые имеют нормальную или с незначительными отклонениями связную речь; дети со сниженной речевой активностью, которые испытывают трудности в построении словесных конструкций, имеют сложности в запоминании слов; дети с низким уровнем речевой активности, их память кратковременна, им сложно устанавливать связь между словами, у них недостаточно знаний об окружающем мире, словарный запас очень скудный; дети, имеющие ярко выраженное недоразвитие логических операций, их речь крайне непонятна для окружающих, познавательная деятельность очень низкая [7].
Уровень развития связной речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией характеризуется такими особенностями: они используют простые конструкции для разговора, словарный запас бедный и пассивный, дети не владеют навыками словообразования, допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций [9].
Abstract: Preschool age has always been considered the most important period for the formation of speech, the development of its phonetic, lexical, and grammatical sides. According to statistics, every year, among preschoolers, about 7% of children have the problem of pseudobulbar dysarthria – speech pathology. Unfortunately, this problem is getting worse. Recently, there has been a definite trend towards an increase in the number of preschool children who have pseudobulbar dysarthria.
The symptoms and mechanisms of pseudobulbar dysarthria in special domestic and foreign literature are quite fully covered by such authors as O.A. Tokareva, R.E. Levina, E.F. Sobotovich, R.I. Martynova, M.V. Ippolitova, E.M. Mastyukova, L.V. Lopatina, N.V. Serebryakova, E.F. Arkhipova, L.V. Melekhova, O.V. Pravdina, A.R. Luria.
The authors focus on the study of speech in preschool children with pseudobulbar dysarthria.
The theoretical novelty. A qualitative and detailed analysis of speech disorders in preschool children with pseudobulbar dysarthria was performed. As a result of these experimental studies, the authors identified several groups of preschool children with pseudobulbar dysarthria, which differ in the features of speech: group 1 – children who have normal or slightly deviated speech; children with reduced speech activity, who have difficulties in building verbal structures, have difficulties in memorizing words; children with a low level of verbal activity, their memory is short, it is difficult to establish a link between words, they don't have enough knowledge about the world, vocabulary is very poor; children who have a pronounced underdevelopment of logical operations, their speech very incomprehensible to others, cognitive activity is very low [7].
The level of development of speech in preschool children with pseudobulbar dysarthria is characterized by the following features: they use simple constructions for conversation, their vocabulary is poor and passive, children do not have the skills of word formation, and make gross mistakes in the use of grammatical constructions [9].