Исследование связной речи у детей с дизартрией

The study of speech in children with dysarthria

  • Юлия Сергеевна Канова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Надежда Ивановна Отева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Елена Владимировна Пащенко ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова: связная речь, дизартрия, дошкольники

Аннотация

Количество детей с различными нарушениям речи растет, у дошкольников чаще всего встречается дизартрия. При дизартрии могут нарушаться лексика, грамматический строй речи, связная речь и т. д.

Акцент авторами сделан на изучение связной речи у дошкольников с дизартрией.

Целью статьи является исследование особенностей формирования связной речи у дошкольников с дизартрией.

Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ нарушений связной речи у дошкольников с дизартрией.

Определены специфические особенности пересказа у детей с дизартрией: бедность повествования, недостаточная полнота и точность высказываний, нарушения последовательности пересказа, выпадение некоторых смысловых звеньев.

Выявлены нарушения в установлении смысловых связей между картинками, затруднения при составлении рассказа на основе личного опыта: нарушения связности, последовательности повествования; пропуск некоторых пунктов плана, согласно которому должен был составлен рассказ.

Практическая значимость: исследованы такие показатели связной речи, как: полнота и точность высказываний, способность устанавливать связи между объектами, соблюдение логической последовательности и смысловой связи между предложениями.

Abstract: The number of children with various speech disorders is growing, and dysarthria is the most common in preschoolers., Vocabulary, grammatical structure of speech, speech and so on can be disordered with dysarthria.

The authors focus on the study of speech in preschool children with dysarthria.

The purpose of the article is to study the features of speech formation in preschool children with dysarthria.

The theoretical novelty. A qualitative analysis of speech disorders in preschool children with dysarthria was performed.

Specific features of retelling in children with dysarthria are defined: poor narration, insufficient completeness and accuracy of statements, violations of the sequence of retelling, loss of some semantic links.

Disorders in establishing semantic connections between the pictures, difficulties in composing a story based on personal experience were discovered: disorders with sequence of the story; omission of some points of the plan according to which the story should have been composed.

Practical significance: such indicators of speech as: completeness and accuracy of statements, the ability to establish connections between objects, compliance with logical sequence and semantic connection between sentences are studied.

Биографии авторов

Юлия Сергеевна Канова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

студент

Надежда Ивановна Отева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант

Елена Владимировна Пащенко, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт педагогики и психологии

Опубликован
2020-06-30

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)