Изучение предпосылок к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня
The study of prerequisites to learn reading and writing for children with general speech underdevelopment of III level
Аннотация
Одним из факторов успешной адаптации в школе является овладение грамотой. 60% детей старшего дошкольного возраста с ОНР обучаются навыкам чтения и письма на этапе подготовке к школьному обучению, но уже к концу первого года обучения среди них выявляется значительное количество детей с нарушениями письменной и устной речи.
Акцент авторами сделан на изучение особенностей подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Цель исследования: изучение сформированности предпосылок обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая новизна. Проведен качественный анализ параметров подготовки детей с общим недоразвитием речи к изучению грамоты. Определены компоненты, необходимые для овладения грамотой детьми с общим недоразвитием речи: координация движений, пространственно-временные и зрительно-пространственные представления, чувство ритма, фонематическая система, высокий уровень развития общей и мелкой моторики.
Практическая значимость: Результаты исследования подтверждают необходимость организовывать специальный коррекционно-развивающий процесс для детей с общим недоразвитием речи III уровня с целью формирования основных предпосылок к обучению грамоте.
Abstract: One of the factors of successful adaptation in school is the acquisition of literacy. 60% of children of senior preschool age with general speech underdevelopment are taught reading and writing skills in preparation for school, but by the end of the first year of education, a significant number of children with disabilities in writing and speaking are identified among them.
The authors focus on studying the features of preparing children with general speech underdevelopment for the study of literacy. The purpose of the study is to study the prerequisites formation for teaching literacy in older preschool children with general speech underdevelopment of III level.
The theoretical novelty. A qualitative analysis of the parameters of preparation the children with general speech underdevelopment to learn reading and writing is carried out. The components necessary for teaching children with general speech underdevelopment are identified: coordination of movements, spatial-temporal and visual-spatial representations, a sense of rhythm, phonemic system, a high level of development of general and fine motor skills.
Practical significance: The results of the study confirm the need to organize a special correctional and developmental process for children with general speech underdevelopment of III level in order to form the basic prerequisites for learning to read and write.