Изучение развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

The vocabulary development study in children with mental disorders

  • Виктория Вячеславовна Сарьянова ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Надежда Ивановна Отева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Анна Ивановна Березенцева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова: развитие лексики, задержка психического развития, дошкольники

Аннотация

У детей с задержкой психического развития отмечаются различные нарушения речи.

Целью статьи является анализ результатов изучения развития лексики у детей с задержкой психического развития.

Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены особенности лексического словаря дошкольников с ЗПР и апробирована методика И.Д. Коненковой «Обследование речи дошкольников с ЗПР. Изучение лексического развития».

Практическая значимость: проведён сравнительный анализ лексического развития речи дошкольников с задержкой психического развития и дошкольников с нормой речевого развития. У детей с ЗПР выявлены следующие особенности: очень низкая познавательная активность, преобладание замены и наложения суффиксов при образовании притяжательных прилагательных, затруднения для подбора соответствующего слова, игнорирование менее выраженных черт при характеристике предмета; бедность пассивного и активного словаря, неточность предметного и глагольного словаря, трудности при актуализации словаря, частое использование неологизмов.

Abstract: The purpose of the article is to analyze the results of studying the vocabulary development in children with mental disorders.

The scientific novelty of the research consists in the fact that the features of the lexical dictionary of preschoolers with mental disorders are considered and the method of I. D. Konenkova «Speech examination of preschoolers with mental disorders is tested. Study of lexical development».

Practical significance: a comparative analysis of the lexical speech development of preschoolers with mental disorders and preschoolers with the norm of speech development is carried out. The following features were found in children with mental disorders: very low cognitive activity, the predominance of substitution and suffixing in the formation of possessive adjectives, difficulties in selecting the appropriate word, ignoring less pronounced features when describing the subject; poor passive and active vocabulary, inaccuracy of the subject and verb vocabulary, difficulties in updating the dictionary, frequent use of neologisms.

Биографии авторов

Виктория Вячеславовна Сарьянова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

студент

Надежда Ивановна Отева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант

Анна Ивановна Березенцева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант

Опубликован
2020-06-30

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)