Исследование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

The speech activity research of preschool children with speech underdevelopment of III level

  • Ксения Алексеевна Яцышина ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Елена Владимировна Пащенко ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
  • Надежда Ивановна Отева ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова: речемыслительная деятельность, общее недоразвитие речи III уровня, дошкольники

Аннотация

Среди дошкольников с речевыми нарушениям около 40 % детей имеют общее недоразвитие речи. У данной категории детей отмечаются трудности в формировании и развитии мыслительных операций и действий.

Акцент в исследовании авторами сделан на изучение речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Научная новизна исследования состоит в том, что рассмотрены специфические особенности речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня: низкий уровень словарного запаса, лексические трудности в назывании частей предметов, сложных глаголов, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных, грамматические ошибки в употреблении предлогов, в построении предложений; невозможность повторения ряда слов близких по звучанию; трудности в рассказе по памяти и творческом пересказе.

Практическая значимость: определены основные направления коррекционной работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; описано содержание этапов технологии коррекционной работы по развитию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.

Abstract: Among preschoolers with speech disorders, about 40 % of children have a general underdevelopment of speech. This category of children has difficulties in forming and developing mental operations and actions.

The authors' research focuses on the study of speech-thinking activity of preschool children with general speech underdevelopment of III level.

The scientific novelty of the research consists in the fact that we have examined the specific features of speech activity of preschool children with general speech underdevelopment of III level. They are: low level of vocabulary, lexical difficulties in naming parts of objects, complex verbs, prefixes, antonyms, relative adjectives, grammatical mistakes in the use of prepositions, in the construction of sentences; the inability to repeat a number of words similar in sound; difficulties in telling a story from memory and creative retelling.

Practical significance: the main directions of correctional work on the development of speech activity of preschool children with general speech underdevelopment of III level are defined; the content of the stages of technology of correctional work on the development of speech activity of preschool children with general speech underdevelopment is described.

Биографии авторов

Ксения Алексеевна Яцышина, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

студент

Елена Владимировна Пащенко, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт педагогики и психологии

Надежда Ивановна Отева, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, аспирант

Опубликован
2020-06-30

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)