Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий в курсе общей биологии основной школы

Theoretical aspects of the formation of cognitive universal educational actions in the course of general biology of secondary school

  • Наталья Владимировна Павлова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
  • Надежда Владимировна Шарыпова ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: школьный курс биологии, общая биология, универсальные учебные действия, познавательные УУД, биологическое образование

Аннотация

В данной статье авторы приводят психолого-педагогические особенности формирования универсальных учебных действий у старшеклассников в процессе изучения школьного курса общей биологии. Акцент сделан на формирование и развитие познавательной сферы школьников, призванной обеспечить активный процесс обучения от осознания цели изучения того или иного общебиологического вопроса, до принятия решения в выборе необходимой области знания, конструирования ответа или теоретического вывода. Согласно требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам обучения, представлены содержательные блоки. Авторами обосновывается место познавательных универсальных учебных действий в блоке метапредметных достижений, дается характеристика основным видам познавательных УУД. Описаны этапы, способствующие качественному формированию познавательных УУД, а также специфика процесса, рассматриваемого с позиции ученика и учителя.

Abstract: The authors view psycho-pedagogical features of development of universal educational actions of pupils in the process of learning school course of biology. The emphasis is placed on the formation and development of the cognitive sphere of schoolchildren, designed to ensure an active learning process from understanding the purpose of studying a general biological question, to making a decision in choosing the necessary field of knowledge, constructing an answer or a theoretical conclusion. According to the requirements of the federal state standard of basic general education, applied to the results of training, the content blocks are presented. The authors substantiate the place of cognitive universal educational actions in the block of metasubject achievements, and characterize the main types of cognitive universal learning activities. The stages that contribute to the qualitative formation of cognitive universal learning activities, as well as the specifics of the process, considered from the perspective of the student and teacher, are described.

Биографии авторов

Наталья Владимировна Павлова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

старший преподаватель кафедры биологии и географии с методикой преподавания

Надежда Владимировна Шарыпова, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат биологических наук, завкафедрой биологии и географии с методикой преподавания

Опубликован
2021-04-09

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)