Ключевая метафора рэгтайма и второстепенные метафоры со сферой-источником «Музыка» в романе Э.Л. Доктороу «Рэгтайм»

The Key Ragtime Metaphor and Secondary Metaphors with the Source Sphere “Music” in the novel “Ragtime” by E.L. Doctorow

  • Ольга Сергеевна Камышева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: музыкальная метафора, ключевая метафора, второстепенная метафора, музыкальный термин, метафорическое моделирование

Аннотация

Цель данной статьи: исследовать музыкальные метафоры в романе Э.Л. Доктороу «Рэгтайм». Данная цель предполагает решение следующих задач: 1) описать ключевую метафору рэгтайма и обозначить специфику ее использования в романе; 2) проанализировать второстепенные музыкальные метафоры со сферой-источником «Музыка» в соответствии с теорией метафорического моделирования, выделив систему фреймов-магнитов и слотов. Результаты исследования показывают, что в романе Э.Л. Доктороу ключевая метафора рэгтайма построена на игре слов музыкального термина «рэгтайм», позволяя, с одной стороны, показать сложное время начала ХХ века в американской истории, а, с другой стороны, – специфику рэгтайма, как музыкального жанра, популярного в это время. Второстепенные метафоры со сферой-источником «Музыка» включают следующие фреймы-источники: «Звучание музыки», «Пение», «Тембр музыкального инструмента», «Игра на музыкальном инструменте», «Музыкальный инструмент». Такие метафоры, несомненно, украшают повествование, делая его более ярким и эстетически привлекательным для читателя.

Abstract: Purpose of this article: to explore musical metaphors in the novel by E.L. Doctorow “Ragtime”. This goal involves the solution of the following tasks: 1) describe the key metaphor of ragtime and outline the specific characters of its use in the novel; 2) analyze minor musical metaphors with the source sphere “Music” in accordance with the theory of metaphorical modeling, highlighting the system of frame magnets and slots. The research results show that in E.L. Doctorow's key metaphor for ragtime is based on the play on words of the musical term “ragtime”, allowing, on the one hand, to show the difficult time of the early twentieth century in American history, and, on the other hand, – the specifics of ragtime as a musical genre popular at that time. The secondary metaphors with the source sphere “Music” include the following source frames: “Sound of Music”, “Singing”, “Timbre of a Musical Instrument”, “Playing a Musical Instrument”, “Musical Instrument”. Such metaphors undoubtedly embellish the narrative, making it more vivid and aesthetically pleasing to the reader.

Биография автора

Ольга Сергеевна Камышева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков

Опубликован
2021-06-29

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)