Роль музыкальных метафор в рождественской повести Ч. Диккенса «Сверчок за очагом»

The Role of Musical Metaphors in Ch. Dickens’ Christmas Story “The Cricket on the Hearth”

  • Ольга Сергеевна Камышева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: музыкальная метафора, символ, доминантная метафора, второстепенная метафора, оригинальная метафора, стертая метафора

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли музыкальных метафор в одном из самых известных произведений Ч. Диккенса «Сверчок за очагом». В результате лингвистического анализа была выделена доминантная метафора «Звуки сверчка – музыка» и второстепенные метафоры: «Кипение чайника – музыка», «Бой часов – музыка», «Скрип телеги – музыка», «Голоса людей – музыка». Было обнаружено, что подобные музыкальные метафоры отличаются разнообразной структурой: используются оригинальные и стертые, простые и двухслойные метафоры, осложненные эпитетами и музыкальной терминологией. Полагаем, что такие метафоры позволяют создать единый монолит сказочного повествования. Основная метафора «Звуки сверчка – музыка» построена на архетипе и имеет особое символическое значение, она передает домашний уют, семейное счастье, любовь и верность. Музыкальные метафорические образы противопоставлены немузыкальному образу злого продавца игрушек Теклтона, который пытается внести разлад в спокойную и счастливую жизнь главных героев.  Полагаем, что тем самым Ч. Диккенс обнажает уродливость его души.

Abstract: The article is devoted to the study of the role of musical metaphors in one of the most famous works of Charles Dickens “The Cricket on the Hearth”. As a result of linguistic analysis, the dominant metaphor “Sounds of a cricket – music” and secondary metaphors “Boiling kettle – music”, “The chime of the clock – music”, “The creak of the cart – music”, “People's voices – music” were singled out. According to the investigation such musical metaphors are distinguished by a diverse structure: original and trite, simple and two-layer, metaphors complicated by epithets and musical terminology are used. We believe that such metaphors make it possible to create a single monolith of fairy tale narration. The main metaphor “Cricket sounds – music” is built on the archetype and has a special symbolic meaning, conveying home comfort, family happiness, love and fidelity. Musical metaphorical images are opposed to the non-musical image of the evil Tackleton, who is trying to bring discord into the calm and happy life of the main characters. We believe that in this way Ch. Dickens exposes the ugliness of his soul.

Биография автора

Ольга Сергеевна Камышева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков

Опубликован
2022-04-12

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)