Музыкальные метафоры в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Musical metaphors in R. Bradbury's novel “Fahrenheit 451”

  • Ольга Сергеевна Камышева ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск
Ключевые слова: музыкальная метафора, концептуальная метафорическая модель, фрейм, слот

Аннотация

Проблематика статьи связана с исследованием музыкальных метафор в художественной литературе. При этом важным становится когнитивный подход к метафоре, позволяющий выделить основные концептуальные векторы. В статье использовались следующие методы исследования: метод метафорического моделирования, метод когнитивного и контекстуального анализа, классификация и количественная обработка полученных данных. В романе Р. Брэдбери были выделены и описаны метафоры со сферой-источником и сферой-магнитом «Музыка». Фреймо-слотовая концепция позволила выявить фреймы и их составляющие, слоты. В результате подсчета исследуемых метафор были выявлены основные концептуальные характеристики анализируемых метафорических моделей. Согласно полученным данным, в художественной картине мира Р. Брэдбери музыкальные метафоры реализуют не столько свойственную им эстетическую функцию, сколько выполняют когнитивные функции – моделирующую и популяризаторскую: система взаимосвязанных метафор в доступной форме позволяет передать модель реальности будущего мира.

Abstract: The theme of the article is related to the study of musical metaphors in literature. At the same time, a cognitive approach to metaphor becomes important, which makes it possible to highlight the main conceptual vectors. The following research methods were used in the article: the method of metaphorical modeling, the method of cognitive and contextual analysis, classification and quantitative processing of the data obtained. In R. Bradbury's novel, metaphors with a sphere-source and a sphere-magnet “Music” were distinguished and described. The frame-slot concept made it possible to identify frames and their components, slots. As a result of calculating the studied metaphors, the main conceptual characteristics of the analyzed metaphorical models were revealed. According to the obtained data, in R. Bradbury's artistic picture of the world, musical metaphors realize, besides their inherent aesthetic function, two cognitive functions – modeling and popularizing: a system of interconnected metaphors in an accessible form allows the reader to convey a model of the reality of the future world.

Биография автора

Ольга Сергеевна Камышева, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков

Опубликован
2021-06-29

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)